Мои путешествия (krisandr) wrote,
Мои путешествия
krisandr

Category:

Враг божественной гармонии

В волнении необычайном наполнив щедро алтари,
Царица прикасалась к камню в святилище Дейр эль-Бахри.
Рельеф работы бесподобной, на камне краской оживлён,
На ощупь был ещё холодный, но от зари искрился он.
Царицу в образе прекрасном здесь представлял нетленный КА.
Через него в загробном царстве она воскреснет на века.
Её тревоги отступали перед твореньем мастеров.
А рядом карлики плясали на тусклом золоте полов.
Была одета фараоном она в набедренник мужской,
Мужской парик был под короной, а сверху урей золотой.
Под её нежным подбородком, как неотъемлемая часть,
Крепилась царская бородка, давая над Египтом власть.
Толпы восторженные крики внизу звучали всё сильней.
И осирические лики со статуй улыбались ей.
Известняковые колонны играли золотом небес,
И краскою с террас огромных приятно пахло всюду здесь.
Нигде в то время в целом мире таких не знали колоннад!
Ещё струился запах мирры с дороги, уходящей в сад.
Словно мираж из ниоткуда, чудесный храм поднялся тут,
А сотворившим это чудо был зодчий с именем Сенмут.
Любимый фаворит царицы с любовью строил этот храм,
Чтобы достойно помолиться могла царица по утрам.
И вот теперь в немом восторге она смотрела на шедевр,
А с нею восхищались боги, взирая из небесных сфер...
                                                                   Померанцев Сергей




Фигура Хатшепсут, женщины-фараона, всегда привлекала внимание учёных. Она особенно интересует тех, кто занимается так называемой «гендерной историей», то есть смотрит на события прошлого с точки зрения половой принадлежности их участников. Конечно, исследователей не может не заинтересовать судьба женщины, прятавшейся под мужской маской.
Хатшепсут жила три с половиной тысячи лет назад и не уходит в небытие, ей посвящено много книг. Правила она долго, около двадцати лет. Её деятельность оценивается в литературе очень по-разному, порой совершенно противоположно. Для одних – и это весьма давнее представление – она узурпатор, женщина, захватившая власть, не подпускавшая к трону законного фараона – своего пасынка. В последнее же время преобладает другая точка зрения. Утверждают, что Хатшепсут – умный правитель, миротворец, созидатель.





Исследователи называют и разные даты ее правления. Сходятся на том, что это вторая половина XV века до н. э., эпоха Нового царства. Хатшепсут принадлежала к самой знаменитой династии фараонов – восемнадцатой. Её прадед Яхмос был выдающимся правителем: именно он объединил Египет и начал борьбу против завоевателей. Это произошло в период упадка Египта, когда в северо-восточной части дельты Нила осели гиксосы – таинственный народ, пришедший из Азии. Их столицей стал город Аварис. А центром сопротивления завоевателям стали Фивы. Яхмос I добился изгнания гиксосов. Их след затерялся в истории. А прадед Хатшепсут прославился как блестящий воин.







К той же восемнадцатой династии принадлежали Аменхотеп I, Тутмос I – отец Хатшепсут – и Тутмос II – её муж. А продолжателем её стал Тутмос III – величайший завоеватель. Его называют Наполеоном древнеегипетской истории. За ним последовали Аменхотеп II, Аменхотеп III – отец знаменитого реформатора, еретика Эхнатона. Затем сам Аменхотеп IV, или Эхнатон, и Тутанхамон. На нём завершился расцвет Египта Нового царства. Потом был переворот Хоремхеба, затем к власти пришла девятнадцатая династия Рамессидов.



Но вернёмся к началу жизни Хатшепсут. Её отец, фараон Тутмос I, был, безусловно, замечательным человеком. Но когда современные авторы пишут, что Хатшепсут боготворила отца, к этому сложно отнестись без иронии. Откуда мы черпаем сведения о людях Древнего Египта? Из надписей, высеченных ими на стенах храмов и пирамид. О каждом событии рассказывалось с помощью последовательности картинок, ставших далёким прообразом будущих мультфильмов. Восторженные надписи о своих родственниках – это традиция Древнего Египта. О Тутмосе I говорится, что он совершил завоевательный поход на юг, в Нубию, а также на север, где дошёл до Евфрата. В одной из надписей он называет себя Владыкой Вселенной.




В северном походе произошёл забавный случай, о котором свидетельствуют надписи. Прежде египтяне знали одну реку – Нил. Поскольку он течёт на север, «плыть по Нилу» означало для них «плыть на север». И вдруг они обнаружили, что Евфрат течёт на юг! Поэтому они написали так: там есть такая река, по которой, плывя по течению, плывёшь против течения. Это – то ли древнеегипетский юмор, то ли просто замечательная образность. Мать Хатшепсут – дочь фараона Аменхотепа I, по имени Яхмос. «Жена царёва Великая», таков её официальный титул.



У фараонов были многочисленные второстепенные жёны, или наложницы, но обязательно одна главная жена. Царственное происхождение Хатшепсут наверняка сделало её очень честолюбивой. К тому же её соперник, тот, кого она постарается сместить с трона, – её сводный брат, племянник, пасынок, был рождён не официальной женой фараона, а наложницей. Хатшепсут, как было принято в Древнем Египте, выдали замуж рано, лет в 14–15, за её сводного брата, сына Тутмоса I от наложницы Мутнофет. Жениться на родной сестре считалось спокойнее и надёжнее для судьбы династии. Не ведая ничего о законах генетики, древние египтяне многие сотни лет заключали близкородственные браки. Конечно же, это привело к врожденным болезням и очень высокой ранней смертности. Муж Хатшепсут Тутмос II тоже умер молодым. Археологи обнаружили его мумию, которая хранит признаки болезни, напоминающей оспу.



У Тутмоса остались две дочери от Хатшепсут и сын от побочной жены – потенциальный преемник, будущий Тутмос III. Когда скончался отец, ему было около пяти лет, так что естественно, что Хатшепсут стала при нём кем-то вроде регента. Положение женщины в Древнем Египте существенно отличалось от того, которое знакомо нам по ситуации на арабском Востоке. Знатная дама могла играть заметную роль в общественной жизни. Супруга фараона становилась порой, как Нефертити, соратницей своего мужа. До Хатшепсут уже были две египетские женщины-правительницы: Нейтикерт в Древнем царстве и Нефрусебек – в Среднем. И хотя их правления были недолгими и правили эти царицы в периоды упадка, когда не оставалось других претендентов на престол, – всё-таки такой опыт уже существовал. На официальных изображениях первых лет так называемого «правления» Тутмоса III Хатшепсут всегда рядом с ним. Считается, что они царствуют вместе. А вкусив власти, Хатшепсут не смогла от неё отказаться. И вряд ли в этом надо искать что-либо «гендерное». Столько в мировой истории подобных примеров!





К тому же на сторону Хатшепсут, а не взрослевшего Тутмоса III встали фиванские жрецы, хотя поначалу они поддержали мальчика и он был коронован. Жрецы, которые ему служили, некогда вдохновляли соплеменников на изгнание гиксосов, поэтому они и сделались вершителями судеб, а Хатшепсут сумела сговориться именно с ними. Во время коронации жрецы несли на носилках статую Бога Амона.



Перед кем они поставят эти носилки и падут на колени – тот и есть законный правитель. И это был Тутмос.



Но постепенно Хатшепсут переманила жрецов на свою сторону. Верховный жрец Хапусенеб получил статус визиря, то есть правой руки фараона.



Правительница создала вокруг себя своего рода интеллектуальный кружок. В него вошли военачальники – соратники её отца, мыслители (например, такие её советники, как Тутти, Инэни и Сенмут), люди искусства. Очевидно, Хатшепсут умела убедить приближённых, что при новой власти им будет хорошо. Например, её фаворит, архитектор Сенмут, имел двадцать должностей и титулов. И вот традиционный церемониал стал меняться. Теперь жрецы ставили носилки и опускались на колени не перед Тутмосом, а перед Хатшепсут.





С седьмого года своего правления она официально становится фараоном, и это не был переворот. Дело в том, что в Древнем Египте не существовало никаких письменных документов, определявших правила престолонаследия. Традиция, восходившая к Древнему царству, состояла в том, что фараоны стремились передать престол прямым наследникам, обычно по мужской линии, как и в большинстве древних цивилизаций. Но поскольку положение женщины в Египте не было угнетённым, допускалось и наследование по женской линии.



Правда, Хатшепсут не просто узурпировала власть – она всё очень хорошо продумала. У неё было много титулов: «Дочь царя», «Сестра царя», «Великая царская супруга». Но больше всего она любила титул «Супруга Бога». Вполне официальный высший жреческий женский титул. Она сделала ставку на то, чтобы, будучи жрицей, сделаться самой преданной и последовательной служительницей Амона-Ра. Буквальный перевод имени Амон – потаённый, это действительно загадочный Бог. В начале Нового царства он становился всё более популярным, его образ слился с солнечным божеством Ра. Видимо, при ней был введён замечательный праздник Опет.





При Хатшепсут его отмечали 11 дней, с годами всё дольше и дольше. Египет жил всё хуже, а праздники становились всё длиннее. При Рамзесе III, когда Новое царство угасало, продолжительность праздников доходила до 24 дней. Празднование Опет описано очень подробно. Торжественная процессия двигалась из Карнака в Луксор, жрецы шествуют в накидках из шкур леопарда. По реке тащат барки с изображениями Амона. Причём в роли таких «бурлаков» выступают вельможи, ведь это великая честь – тащить по Нилу барку с изображением божества. Музыка, жертвоприношения, и наконец, важнейший момент. Фараон Хатшепсут остаётся в маленьком помещении один на один с Амоном. И выходит оттуда осчастливленной и помолодевшей.

























Царица очень умно вела себя и в отношении оттеснённого от власти Тутмоса. Она женила его на своей старшей дочери Нефрура, воспитателем которой был фаворит Хатшепсут архитектор Сенмут. Сохранились статуи: он держит девочку-царевну на руках. Причём ребёнок изображён с небольшой фараонской бородкой!









Надо сказать, что и сама Хатшепсут, после того как была коронована жрецами, начала появляться на официальных приёмах в мужском костюме, с привязанной искусственной бородой – для того, чтобы соответствовать облику фараона. Она требовала, чтобы и в надписях её называли «царём» – и в то же время «прекраснейшей». Женщина остаётся женщиной.
Сенмут, создававший изображения своей возлюбленной, не мог не показать её женской красоты. Точно так же через сто лет скульптор Тутмос оказался не в состоянии передать исключительно духовную красоту Нефертити – он воплотил в её портретах свою любовь. Недаром люди и через тысячи лет сочиняют романы о красавицах Древнего Египта и их поклонниках.













Итак, Хатшепсут обеспечила себе тесные родственные связи с Тутмосом. Однако Нефрура рано умерла. Тогда его женили на второй дочери Хатшепсут Меритра. Не исключено, что её отцом был фаворит царицы Сенмут. Доподлинно известно одно – он стал исключительной фигурой при дворе Хатшепсут.



Будучи незнатного происхождения, он получил титул «Вольный шагать по дому царя». Сначала он управлял хозяйством царицы, а затем стал главным зодчим. Крупнейший его шедевр – погребальный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Этот храм поразил своей красотой гениального французского учёного Франсуа Шампольона, расшифровавшего в 20-е годы XIX века древнеегипетские письмена.



















В конце правления Хатшепсут имя и изображения Сенмута внезапно исчезли отовсюду. Может быть, он умер, а может быть, впал в немилость. Дело в том, что он позволил себе неслыханную дерзость – заготовил в погребальном комплексе Дейр-эль-Бахри место для собственного погребения и высек там своё имя. Это было, конечно же, действием зарвавшегося фаворита. Архитектору никогда не нашлось бы места среди царей. А ещё в комплексе нашли потайную дверь.



Главное, что на протяжении многих лет укрепляло абсолютную власть Хатшепсут, – это версия её божественного происхождения. Причём это была первая известная в истории женщина, сделавшая такой ход. Начав править как фараон, она изменила имя Хатшепсут, которое означает «Первая среди благородных», на другое – Маат-ка-Ра, буквально – «Жизненная сущность Бога Ра». Теперь она уже не женщина и не мужчина. Она сама жизненная сущность верховного солнечного божества.







История её божественного рождения детальнейшим образом представлена в её заупокойном комплексе, исследования которого продолжаются. Как пишут специалисты, понадобится ещё лет 50, чтобы завершить работы. Это сказочное место, где есть аллеи сфинксов, и у каждого – лицо Хатшепсут.



На естественных террасах стоит удивительный комплекс храмов, и кажется, что он вырастает из скал. Высеченные там тексты переведены. Согласно им, бог Амон держал совет с другими богами. Они одобрили его идею произвести на свет дитя, которое родит самая прекрасная женщина на земле. Этой прекраснейшей оказалась мать Хатшепсут, царица Яхмос. Получив согласие совета богов, Амон отправился к ней, приняв облик её мужа Тутмоса II.



Правда, царица поняла, что это не её муж. Она догадалась об этом по тому благоуханию, что исходило от Бога. У него и дыхание было не человеческое, а божественное. От их союза и родилась Хатшепсут. В текстах говорится, что боги предсказали рождение именно девочки. На стенах заупокойного комплекса можно видеть барельефы, на которых изображена царица, ожидающая ребёнка. Она знает, что этому ребёнку будет уготована великая власть. Бог Тот сообщает счастливой матери время рождения чудо-ребёнка и ведет её в специальное помещение, где всё должно совершиться.






























Роды происходят в присутствии Амона и ещё девяти богов. Есть и сцена кормления грудью. Есть тексты о том, что девочка росла лучше всего, что способно расти, лучше травы, лучше цветов, лучше животных. Жрецы Амона, которые когда-то поддерживали юного Тутмоса III, теперь полностью приняли эту версию и признали божественное происхождение Хатшепсут. Понятно, что потребовалась колоссальная работа, чтобы этого добиться. Но Хатшепсут занималась далеко не только созданием собственного образа. Её правление славится также расцветом строительства. Царица возродила традицию монументального строительства, существовавшую в эпоху Древнего царства, когда были возведены знаменитые пирамиды Хуфу и Джосера.





При Хатшепсут были возведены погребальный комплекс в Дейр-эль-Бахри, а также два уникальных обелиска в честь Амона в Карнаке высотой около 30 метров.









На них высечены слова, которые Амон произносит, обращаясь к Хатшепсут: «Я возвожу тебя на мой трон. Я вручаю тебе скипетр и опахало. Я породил тебя, дабы ты стала опорой этой земли». В благодарность за такое доверие Хатшепсут и возвела обелиски высотой примерно с 10-этажный дом, весом около 400 тонн.



В надписи она обращается к Богу Амону: «Сотворила я это с любящим сердцем для отца моего, Амона, посвящённая в таинство его начала начал, знающая о мощи его благотворной, не забывающая о приказаниях его. Скажу я людям времён грядущих, тем, кто памятник узрит моему отцу посвящённый, тем, кто будет говорить и спорить, тем, кто обратится к потомкам своим - вот, было это, когда во дворце восседала, размышляя о моём создателе, подсказало сердце моё сотворить для него два обелиска, что покрыты электрумом (это сплав серебра и золота), высота которых достигает небес, в священном колонном зале». И эти незаурядные сооружения просуществовали три с половиной тысячи лет.













Но и это не всё, чем выделяется Хатшепсут. Она прославилась тем, что отправила великую экспедицию в загадочную страну Пунт. Специалисты по сей день спорят о том, что это за место. Одни считают, что территория нынешнего Сомали, другие – что Южная Аравия.



На одном из рельефов видны экзотические животные бабуины.





В 2010 году учёные исследовали образцы шерсти 3000-летних мумифицированных бабуинов (домашних животных фараона), найденных в гробницах Долины Царей. Древние образцы волос сравнили с шерстью современных особей, проживающих в Эритрее, Эфиопии, Сомали, Йемене, Уганде и Мозамбике. Исследователи решили, что животных привезли из Восточной Эфиопии и Эритреи. Это открытие добавляет вес к доказательствам того, что Пунт находился где-то в Африке, а не на Аравийском полуострове.





Экспедиция двигалась вдоль побережья Красного моря. Пять больших кораблей, на каждом примерно 30 гребцов. Отчёт об этой экспедиции, высеченный на стенах Дейр-эль Бахри, – удивительное древнее «кино», позволяет увидеть, как путешественники приплыли в страну Пунт, как их встретили правитель и местные жители. У этих людей в голове перья, живут аборигены в домиках на сваях.





Египтяне вручают дикарям дешёвые подарки, а в ответ получают драгоценные вещи: эбеновое дерево, золото, ладан, слоновую кость и самое главное – благовония и мирровые деревья, которые привезли и посадили вокруг заупокойного комплекса Хатшепсут.

















В современной историографии такие отношения называют насильственным обменом. Он характерен для эпох, в которые ещё слабо развиты товарно-денежные отношения. Трудно сказать, был ли целью экспедиции сбор своего рода вассальной дани, или её отправили с целью изучения окружающих стран и народов. В любом случае это событие было очень заметным, и Хатшепсут сознавала свою миссию. В одной из её надписей (а тексты, конечно же, согласовывали с царицей, прежде чем высечь на камне) говорилось: «Я восстановила то, что разрушено. Я возвела то, что рухнуло с тех пор, как азиаты поселились в Аварисе, в Дельте и стали править без участия Ра. Я прогнала их, ужас богов, вдаль, и земля стёрла их следы».
Нельзя отрицать и того, что Хатшепсут оказалась правителем-миротворцем. Она не вела завоевательных войн, а это совершенно не соответствовало практике правителей долины Нила со времён Древнего царства. Как известно, древние цивилизации развиваются экстенсивно, то есть методом приращения. Больше территорий, больше рабов, больше богатств. Предшественники Хатшепсут, в том числе её отец, а затем и её преемники вели множество захватнических войн. После неё Тутмос III стал великим завоевателем, а прекратил воевать необычный фараон Эхнатон. Но не стоит приписывать относительное миролюбие Хатшепсут её женской природе, история знает немало женщин-воительниц.















Для Хатшепсут, пришедшей к власти не вполне законным путём, было исключительно важно постоянно подчёркивать, что она прекрасный правитель. Ключевые идеи её идеологии – изгнание врагов и воссоздание былого величия Египта. Она жила в тени предков, сражавшихся с дикарями, и искала формы взаимодействия с окружающими племенами. Важнее всего для неё было не присоединить территории, а покорить их – продемонстрировать соседям мощь египетского войска, впечатлить их так, чтобы богатства отдали добровольно. И надо признать, это неплохо у неё получалось.



Хатшепсут ушла из жизни естественным путём. Её захоронение было найдено в Долине царей Говардом Картером, великим открывателем гробницы Тутанхамона. Вырубленный в скале изумительный саркофаг был пуст, мумии не оказалось. В 2006 году доктор Захи Хавас, министр археологии Республики Египет, объявил на конференции в Нью-Йорке, что нашёл мумию Хатшепсут на третьем этаже египетского музея в Каире. Музей этот был наполнен мумиями, многие из которых не идентифицированы. В XIX – начале XX века их свозили туда на всякий случай. Доктор Захи Хавас создал специальную генетическую лабораторию, специалисты которой установили, что ДНК одной из мумий соответствует ДНК некоторых определённо известных представителей восемнадцатой династии. Можно ли делать на этом основании окончательные выводы? Пожалуй, нет, если учесть, что все правители Древнего Египта состояли в довольно близком родстве.









Впрочем, посмертная судьба Хатшепсут – это не только поиски её мумии. Невозможно не задуматься и над тем, почему многие изображения и надписи, связанные с этой царицей, были кем-то намеренно повреждены в древности. Первая мысль очевидна: Тутмос III, 20 лет ожидавший власти, в ярости уничтожал следы правительницы-узурпатора. Но исследователи доказали, что сбивать надписи начали примерно через 13 лет после воцарения Тутмоса. Почему он так долго медлил? Вероятно, сначала он должен был стать великим завоевателем, и когда он почувствовал свою силу, его начали особенно терзать унизительные воспоминания о годах, проведённых в тени Хатшепсут, в жалком положении безвластного фараона. Если это действительно так, остаётся лишь удивляться тому, что исполнители его воли действовали не очень старательно, не слишком последовательно – и не всё посбивали.









На протяжении многих лет возникали всё новые теории о том, почему фараон-преемник пытался вычеркнуть имя Хатшепсут из истории. Наиболее вероятная причина заключалась в том, что её царствование отошло от тысячелетней традиции. Главной обязанностью фараона было поддержание божественной гармонии, справедливости и равновесия (принцип маат), а женщина, находящаяся в положении мужчины, разрушительна для этого баланса. По другой версии, уничтожение памяти Хатшепсут началось в XIV веке до н. э., в эпоху фараона Эхнатона. Этот правитель-интеллектуал заменил культ великого Амона-Ра почитанием Солнечного диска Атона. Это сделало фараона-реформатора противником Хатшепсут, объявлявшей себя дочерью Амона-Ра. Но Эхнатон правил недолго, власть его была не очень велика. Его сторонники не справились с задачей – разрушили далеко не всё. Беспощадное время вообще неизбежно уничтожает что-то из прошлого, но в целом доносит до нас его облик. В том числе – и облик Хатшепсут, которой совсем не идёт фараонская борода.



Хатшепсут высекал камнетёс и крамольно бунтарски влюблялся
в гордый, томно-миндальный раскос глаз царицы, с агатовым глянцем,
в блажь надменно отпущенных губ, нервных крыльев ноздрей и надбровий
он, шлифуя, касался лагун, мочек, раковин, /о, хладнокровье!/ -
дерзкий вызов подтянутых скул в гармонически-сложном овале...
он склонился, - старательно сдул пыль... но губы уже целовали
негу век, абрис плеч и ... - так лгут представления об идеале.
И набедренный предал лоскут - к ночи мастера четвертовали...
О, преступная власть красоты - ты - источник бессмертных сюжетов,
но кого осчастливила ты из воспевших твой облик эстетов?
                                                                                              Татьяна Капутина.




Из лекций Наталии Басовской. Фото из сети.
Про: Нефертити
Про Клеопатру: Богиня, любящая отца
Богиня, любящая сына
Tags: ЖЗЛ, короли, фараоны
Subscribe

  • Иностранец своего отечества

    Вы, с квадратными окошками, невысокие дома,- Здравствуй, здравствуй, петербургская несуровая зима! И торчат, как щуки рёбрами, незамерзшие катки, И…

  • Экран пространства и воды

    «...По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца... Где прежде финский рыболов Бросал в неведомые воды свой…

  • Самоизоляция

    80 лет со дня рождения поэта Никто не умрёт девственником - жизнь всех поимеет Курт Кобейн Не выходи из комнаты, не совершай ошибку. Зачем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments