Мои путешествия (krisandr) wrote,
Мои путешествия
krisandr

Category:

Доисторический мираж

Снова Тень, и снова Дьявол, снова Тень, и снова боги,
Снова тягость перекрёстков, и несчётные дороги.
Будет, будет. Надоело. Есть же мера, наконец.
Если жалкую повторность ты не видишь, ты - глупец.
Или нужно, в самом деле, нам вздыхать, бледнеть всечасно?
Даже глупая ищейка устаёт искать напрасно.
И тогда её хозяин прочь с собой ведёт домой,
И не скажет: «Псу - усталость!» И не скажет: «Отдых - мой!»
Нет, собаку холит, кормит - кто идёт за красной дичью.
Это только справедливость, тут и места нет величью.
Мы же, люди, кто мы? Что мы? - Кто не слеп, тот сам суди: -
Мы - охотник, мы - собака, или - зверь с копьём в груди?
Выбирайте. Только, братья, раз хотите вы лохмотий,
Я вам больше не товарищ, здесь, на этом повороте.
Брама, Вишну, Сива, Эа, Мирри-Дугга, Один, Тор,
Витцлипохтли, маски, маски, это всё сплошной позор.
В лабиринтах ли Индийских, или в бешеной Валгалле,
На уступах пирамидных Мексиканских теокалли,
Всюду - Демону в угоду - истязание умов,
Трепет вырванного сердца, тёмный праздник, тёмный ров.
Жертва, жертва, нож вонзённый, ужас взора, кровь из груди,
Растоптанье, оскверненье, одураченные люди. Прочь, кошмары,
Ночь провальна, прочь, Дракон, и прочь, Змея,
Я люблю одну бездонность, это - Воля, это - Я.
Вера в Тени это только - мозговая паутина,
Призрак Дьявола - попутчик Привиденья-Исполина.
Против этих двух Бактерий прибегаю я к Лучу: -
Нет их больше! Нет их больше! Больше Чудищ не хочу!
                                        Константин Бальмонт. Пронунсиамиэнто




Монтесума II – правитель империи ацтеков, основная часть которой находилась на территории современной Мексики. Был захвачен в плен испанскими конкистадорами и погиб. Оценки его в истории весьма противоречивы. Кто он – жертва во имя своего народа или предатель этого народа? Воплощение глубокой веры аборигенов Америки или просто символ несостоявшегося диалога цивилизаций? Подлинную историю Монтесумы воссоздать отнюдь не просто, но тем привлекательнее эта задача для историков. Его таинственной фигуре, во многом романтизированной, но в чём-то и очернённой, посвящена огромная литература. Сохранившиеся источники своеобразны. Многие из них созданы завоевателями-испанцами, которые хотели оправдать свою жестокость в отношении индейцев Америки, и потому крайне предвзяты. Некогда величественные дворцы медленно разрушались. Ненасытные джунгли горячего и влажного тропического леса постепенно заглатывали пирамиды, проникали в храмы, обволакивали платформы. В покинутых жилищах начали хозяйничать змеи, ягуары и другие представители тропической фауны. Бесценные документальные источники сгнили, став пищей жуков и муравьёв. И солнце окончательно зашло над уникальной культурой, так и не раскрывшей свои знания о божествах прошлого. Сохранились лишь четыре майянские рукописи доколумбовых времён. Они называются кодексами и хранятся сейчас в Мехико, Мадриде, Париже и Дрездене.









Существуют и источники ацтекского происхождения. Кодекс Мендоса приблизительно в 1547 году был создан анонимным автором в Мехико. Это ацтекский рукописный кодекс, сохранившийся лучше других кодексов ацтеков.













Все рукописи майя сделаны на тонкой бумаге из лубяного волокна дикой смоковницы, что растёт в тех краях. Изготавливалась она так: сначала кора дерева размягчалась соком каучукового дерева. Затем покрывалась крахмалом из клубней и оставлялась на просушку, после чего расписывалась краской четырёх цветов при помощи мягких перьев.
Возраст майянских рукописей неизвестен. Если они являются копиями более старых документов, что вероятно, значит, их содержанию может быть, по меньшей мере, две тысячи лет, если не больше. От того, что академики расшифровали, просто дух захватывает. В Дрезденском кодексе речь идёт об орбитах Венеры, неких богах, называемых «владыками небес», божестве грома и молнии и, конечно же, о сложном майянском календаре.



На шести листах Дрезденского кодекса приведены астрономические характеристики Венеры, на двух обсуждается орбита Марса, на четырёх - Юпитера и даже его лун. Некоторые страницы в основном посвящены Луне, Меркурию и Сатурну, но упоминаются также созвездия Орион, Близнецы и Плеяды. В таблице, полной сложных расчётов, указаны даже контрольные точки планет по отношению друг к другу и их расположение по отношению к Земле. Затем идут периоды годов Меркурия, Венеры, Земли и Марса, которые сводятся к 135 200 дням. Древние майя оперировали даже астрономическими числами в 400 миллион лет. Астрономические знания майя, отражённые в Дрезденском кодексе, до конца не понятны даже сегодня. На нескольких листах говорится о битве планет, а на семи листах представлены так называемые таблицы затмений, в которых приведены даты каждого затмения прошлого и будущего.



В 1938 году профессор Герберт Нолль Хузум, известный тогда специалист по Дрезденскому кодексу, написал: «Таблицы затмений составлены так искусно, что в них содержится информация не только обо всех затмениях, которые можно наблюдать с Земли на протяжении столетий, но также и о тех, которые нельзя увидеть собственными глазами, - о чисто теоретических затмениях, дата каждого из которых указана точно, вплоть до дня». В Дрезденском кодексе, однако же, указаны астрономические контрольные точки, которые появляются раз в шесть тысяч лет! Но ведь сами майя не существовали на протяжении такого срока! Простых подсчётов недостаточно, чтобы прийти к заключению, что орбита Венеры должна «отставать на день» каждые шесть тысяч лет.



Сложно представить, что в Центральной Америке существовал древний, но очень точный канон астрономических знаний, как-то связанный с богами, которые, со своей стороны, (а) пришли «с небес», (Ь) несомненно, внушали благоговейный страх и (с) нередко пугали людей. Знание было получено от бога, которого называют Пернатым Змеем, хотя подобное существо не более реально, чем летающий дракон в Китае.



Корни культа Змея в Мезоамерике уходят в глубокую древность; первые изображения птицеподобных змей датируются периодом 1150-500 до н. э. Змея олицетворяла землю и растительность, но впервые змеи были изображены с перьями кетцаля в Теотиуакане около 150 года до н. э. Более детальные изображения найдены в храме Кетцалькоатля, построенном около 200 года до н. э., на которых можно видеть гремучую змею с длинными зелёными перьями кетцаля. Со временем религию переняли тольтеки, и их правители стали использовать имя Кетцалькоатля. Тольтеки связали Кетцалькоатля с собственным богом, Тескатлипокой.



Он носил зеркало или щит (отсюда имя), с помощью которого наблюдал за деяниями людей на земле. В различных воплощениях он являлся богом-творцом или же разрушителем мира. Считалось, что Тескатлипока привёл народ науа в долину Мехико.





Тольтеки, одна из величайших цивилизаций прошлого, оказали заметное влияние на империю ацтеков со столицей Теночтитлан. Тула - древняя столица тольтеков, расположена в 65 км к северо-западу от Мехико. В течение времени они стали главной силой в районе Тулы, находившемся ранее в сфере влияние Теотиуакана.



Последний правитель Тулы, Торпильцин Се Акатль Кетцалькоатль: Первый Тростник Наш Царевич Пернатый Змей, правил более 20 лет. Великий правитель научил народ математике, медицине, астрономии, письму, ювелирному делу, ткачеству. С его именем связывалось изобретение шоколадного напитка, введение календаря с циклом в 52 года, изобретение канонов музыки и танца. Его доктрина «тольтекского духа» предусматривала запрет человеческих жертвоприношений, что категорически не принималось жреческой верхушкой. Чтобы ослабить недовольство отсутствием прежних кровавых ритуалов, правитель Толлана совершал публичное кровопускание собственной крови из ранок от уколов агавой. Сам Кецалькоатль воздействовал на соотечественников личным примером: вёл аскетический способ жизни, не гнушался физического труда, не употреблял опьяняющие напитки и сохранял целомудрие.



В городе находилось четыре дома Кецалькоатля - западный был построен из зелёного нефрита, восточный - из жёлтого золота, северный - из розового перламутра, а южный - из белого перламутра. Все дома были покрыты бирюзовой мозаикой и кецалевыми перьями. После поражения в противостоянии со служителями Тескатлипока, Пернатый змей, 52-летний Кецалькоатль навсегда покинул Тулу в сопровождении нескольких тысяч своих последователей, пообещав вернуться в один из годов «Один Тростник» и устроить суд. 1174 год стал концом его правления.





По одной из гипотез, тольтеки были потомками Атлантов, уцелевших после Всемирного Потопа, и создавших в Месоамерике уникальные пирамиды и храмовые сооружения.











Огромные пятиметровые базальтовые колонны в виде воинов, установленные на ступенчатой платформе в Туле получили название «Статуи Атлантов».







Каменные стражи - это изваяния солдат, следующих за божеством Кетцалькоатлем - Пернатым Змеем. «Статуи Атлантов» привлекают исследователей странными «нарядами» и предметами. На груди у них археологи рассмотрели «символ бабочки», а на обуви - «цветы». А представители альтернативных взглядов считают их предметами высокоразвитой, возможно, внеземной цивилизации. Они считают, что это отнюдь не «бабочки», а защитная броня, поскольку поверх плеч явственно видны устройства для подвешивания.





А «цветы» на обуви статуй скорее напоминают регулируемые зубчатые колёса.





На их головах они видят шлемы с очками и наушниками.



Загадочные объекты в руках каменных воинов являются предметом частых обсуждений. В то время как археологи видят стрелы и мезоамериканские копья в левой руке,



для альтернативных теоретиков в правой руке - это передовое лазерное оружие. При ближайшем рассмотрении некоторые статуи действительно выглядят так, будто они несут предмет, напоминающий фазерную винтовку из Star Trek.





А вот щиты статуи атлантов несут на спине. Вероятно, это связано с тем, что обе руки держат оружие. Альтернативные теоретики видят вовсе не щит, а древний реактивный двигатель.



Примерно в 1170 году Тула и его церемониальный центр были разграблены и частично разрушены. Остались только каменные стражи долины, которые были ритуально закопаны и благодаря этому сохранились до сегодняшнего дня, и масса неразгаданных тайн ушедшей эпохи. Слово «Azteca» означает «люди из Ацтлана». Ацтлан описывается как остров посреди большого озера, расположенный по ту сторону долгой дороги во тьме и холоде.



Жили они в Чикомостоке («семи пещерах») - легендарной прародине племён науа, находящейся к северо-западу от долины Мехико. Ацтеки изображали «семь пещер» в виде древа, ствол которого представляет собой выход из Чикомостока, а ветви - сами пещеры, в каждой из которых находятся богато одетые воины с украшениями из перьев на их головах и с оружием в руках. Поиски этих пещер не увенчались успехом.





Ацтеки пришли на будущую территорию Мексики с севера примерно в Х веке нашей эры, постепенно покорили местные племена и создали свою империю. В 1325 году ацтеки основали на месте современного города Мехико город-государство Теночтитлан.





Город возвышался среди солёного озера и был расположен на соединённых между собой островах. Некоторые его здания были построены на сваях! С сушей город связывался тремя дамбами по числу городских ворот. Теночтитлан пересекали не только улицы, но и каналы, и поэтому его сравнивали с Венецией.











Монтесума родился приблизительно в 1467 году. В таком случае к моменту прихода испанцев ему было 52 года, а это век по календарю ацтеков. Такое совпадение могло усилить веру Монтесумы в то, что испанцы – не люди, а боги. Отец Монтесумы – ацтекский император Ахайякатль. Мать – его двоюродная сестра, дочь одного из вождей соседних племен – Хочиквейетль. По ацтекской мифологии, предки этого рода имели божественное происхождение – от девственницы и бога Уицилопочтли. Ахайякатль – отец Монтесумы и ещё великого множества детей от разных жён – считался объединителем племён. При нём был возрождён огромный храм, во время постройки которого в жертву богам были принесены тысячи людей. Для ацтеков человеческие жертвоприношения были делом самым обычным.



Монтесума рос не во дворце, а в городе, в одном из привилегированных кварталов. Обучение он проходил на территории храма вместе с другими сыновьями вождей. С пяти-шести лет к нему были приставлены постоянные товарищи из знатных семей, все они вместе обучались в специальном заведении на территории храма. Сохранились сведения о достаточно суровом отношении древних ацтеков к воспитанию детей, даже из знатных семей: за враньё надрезали губу, за «преждевременный» контакт с женщиной мальчику могла грозить казнь. Сохранились описания Монтесумы: «Это был мужчина высокого роста, с лицом хищной птицы. На его голове развевался огромный головной убор из пурпурно-зелёных перьев, усыпанных жемчугом и бирюзой. Плащ Монтесумы представлял собой настоящее чудо ремесленного искусства: тысячи перьев всех цветов радуги сливались в ослепительно богатый орнамент. Весь царский наряд блистал золотом и драгоценными камнями. Даже подошвы его башмаков были сделаны из чистого золота».



«На Монтесуме были богатые одежды, плащ, украшенный драгоценностями, на голове - легкая корона из золота, на ногах - сандалии тоже золотые, с кожаными тесёмками, украшенные дорогими каменьями. Четверо приближённых несли его паланкин, инкрустированный золотыми пластинами, под балдахином из зелёных перьев, также украшенным золотом. Правителя сопровождали двести знатных вельмож, выделявшихся своей богатой одеждой, но босых. Перед паланкином шествовали три сановника с золотыми жезлами в руках, которые они то и дело поднимали, оповещая народ о появлении державного правителя».





У него была грива волос на голове – и всего 6 волосков на подбородке. Он любил мыться и делал это не реже двух раз в день. Был очень набожен, мог подолгу сидеть в храме и разговаривать со статуей Бога. В раннем возрасте проявил себя отважным воином, лично захватывал пленников, которых ацтеки, согласно обычаю, приносили в жертву своим богам. Монтесума возглавил восемнадцать успешных походов. Никакого официального порядка передачи престола в империи ацтеков не существовало. Правителя должен был избрать некий специальный совет, но ни о какой реальной демократии говорить здесь, конечно, нельзя. И кандидатуру преемника, безусловно, определил отец, назначив его на важную для империи должность, после чего в 1520 году внезапно умер. Тогда же Монтесума был торжественно «избран». Окружение знати приветствовало нового императора как «повелителя, стоящего над всеми на Земле!». Ацтеки воспринимали себя как нечто всемирное и даже космическое. Их правитель должен был поддерживать порядок во Вселенной. Они и представить себе не могли, что их мир рухнет меньше чем через 20 лет. А пока каждая их церемония превращалась в процесс немыслимого самовозвеличивания. Тело их вождя намазывали разными красками и умащивали благовониями, он надевал пышную одежду с перьями птиц, среди которых была одна очень редкая, и три-четыре её перышка берегли как драгоценность.











Власть правителя у ацтеков была абсолютной. Стоило ему шевельнуть бровью – и любое приказание исполнялось. Несомненно, главное, чем занимался ацтекский вождь, – это военные походы, и верховным божеством был бог войны Мекситли, его имя и дало название стране – Мексика. Немало воевал и Монтесума. Но когда он стал верховным правителем, ему понравилась более спокойная, роскошная жизнь в великолепной резиденции.



Достопримечательностью дворца Монтесумы был зоологический сад, в котором содержались три тысячи птиц и зверей. После человеческих жертвоприношений ацтеки отдавали тела жертв на съедение хищникам. За одними только птицами ухаживали триста человек прислуги! Змеи содержались в специальных клетках и были предметом особенного поклонения. Монтесума коллекционировал при своём дворе различных карликов и уродцев. Кушанья подавали на стол представители ацтекской знати. Монтесуме прислуживали самые красивые девушки, отобранные со всех племён, населявших его империю. Монтесума ел множество мясных блюд - лесную дичь, индеек, молодых собак. На его столе было обилие рыбных блюд. Шоколад (чоколатль) он пил из золотого инкрустированного кубка. Его дежурная трубка с табаком была также великолепным произведением искусства. Забавляли его во время пира сотни музыкантов, акробатов, шутов. По вечерам его дворец был ярко освещён тысячами факелов из благовонного смолистого дерева. У Монтесумы было множество жён, и он никогда не надевал одну и ту же одежду два раза, при этом Монтесума четыре раза в день переодевался. Его ничто особенно не беспокоило, ведь ацтеки считали себя непобедимыми.



Но в 1519 году на их землю пришли испанцы. 18 февраля 1519 года эскадра небольших кораблей Кортеса отправилась из Гаваны на континент. С ним было 500–600 человек, из них 400 испанских солдат, и 14 орудий. А противостояли им десятки тысяч индейских воинов. Кортес сразу же взял город Табаско, где индейцы относительно быстро покорились завоевателям. Вскоре ему прислали в подарок от Монтесумы 20 невольниц: ацтекский вождь рассчитывал мирно разойтись с испанцами. Одна из невольниц, по имени Малинче стала возлюбленной Кортеса и его переводчицей.



Постепенно до Монтесумы дошла такая информация. Многие племена легко и быстро переходят на сторону завоевателей. Кортес же говорит, что пришёл от имени более крупного правителя, чем местные вожди. Имелся в виду испанский король, император Габсбургской империи Карл V. Ссылаясь на этого всесильного единого правителя Земли, Кортес отменял налоги, установленные Монтесумой для покорённых племён. Испанцы показались индейцам освободителями. Это вполне понятно: у народов Америки государственность только начала складываться. Они были очень свободолюбивы и не могли сразу принять жёстких порядков, которые им навязывали ацтеки. Поэтому они с радостью отказались от покорности Монтесуме. Например, тотонаки, одно из самых воинственных племён, стали официальными союзниками Кортеса.



К испанцам приходили от Монтесумы делегации с мирными предложениями и всё более роскошными подарками. В сокровищнице Карла V сохранились те подарки, которые Кортес отослал в Европу. Два круга, диаметром 2 метра 10 сантиметров, один из чистого золота, другой серебряный – солнце и луна. И золотое колье со 183 маленькими изумрудами и 232 гранатами. По легенде, кто-то из индейцев спросил Кортеса, почему он и его люди так любят золото. И он нашёл гениальный ответ: у нас, испанцев, есть особенная болезнь сердца, от которой помогает только золото. В чём-то он был прав, только эту болезнь – алчность – золото ацтеков не излечивало, а только разжигало.



В диалоге цивилизаций возникло глубочайшее непонимание. Монтесума надеялся дорогими подарками откупиться от испанцев. Но его тактика не оправдывалась. У европейцев лишь крепла решимость захватить всё. Им показалось, что сбываются их заветные мечты. Ведь и путешествие Колумба, итогом которого стало открытие Америки, было связано с представлениями об Индии – стране, буквально заваленной изумрудами, жемчугами, драгоценными раковинами. Встреча с Индией не состоялась, открытые Колумбом острова таких россыпей сокровищ не дали. И вдруг началось!




Окончание: Омут времени

Из лекций Наталии Басовской, книг Эриха Дэникена, Википедии, с сайтов: cont.ws/@Efiere, anahsor.in.ua/commun/, paleokontakt.blogspot.com.,vsesekrety.com. Фото из сети, мои частично.

Tags: ЖЗЛ, Монтесума
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments