Мои путешествия (krisandr) wrote,
Мои путешествия
krisandr

Category:

Омут времени

О, Дух великий, высший и вечный! В пространствах небесных и в недрах земных,
В глубинах Вселенной сердец человеческих, и в мудрости Света познаний Твоих.
К Тебе прибегает вся плоть, что Ты создал! Стремится любое дыханье Миров.
К Тебе обращается мудрый с мольбою. В Тебе и Конец, и Начало всего.
В Тебе же источник и жизни, и блага. Вглядись мудрым оком в творенье своё!
В бессилье людском мы становимся прахом, пороком затмив поученье Твоё.
Деянье Твоё справедливо и верно! Исправь в нас и правду, и волю Твою!
Не дай тёмным силам глумиться со скверной над горем людским! Я об этом молю.
Да привлечёт Твою милость страдающий нищий! Простой человек – это имя моё.
Исправь повреждённое волей всевышней! Да святится в вечности Имя Твоё!
                                                    Молитва старца Люция Комоло, древнее предание.




Окончание.
Начало: Доисторический мираж

Монтесума впал в состояние глубокой задумчивости. Все вокруг вспоминали предание о бледнолицем боге, Кетцалькоатле, который в незапамятные времена правил всеми местными племенами, а затем отбыл за океан, обещав вернуться и наказать всех виноватых. Пожалуй, ответ лежит в религии ацтеков - кстати, той же, что практиковали майя. Разница между ацтеками и майя главным образом географическая: ацтеки жили в горах, майя - в долинах. И так же, как иудеи ожидают возвращения Мессии, мусульмане - своего Махди, инки - бога Виракоча, сына Солнца, как островитяне Южного моря - своего бога или египтяне - Осириса из созвездия Ориона, так ждали ацтеки и майя возвращения своего избавителя - Пернатого Змея.







Ацтеки и майя жили по точным календарным циклам. Здания воздвигались в соответствии с календарным ритмом, праздничные дни также строго соответствовали ему. Как и у нас сегодня: такие христианские праздники, как Пасха, Троицын день и Рождество, - главные события года, а для международных спортивных мероприятий, таких как Олимпийские игры или чемпионат мира ФИФА, создаётся огромная инфраструктура. Как нарочно, прибытие Кортеса совпало с концом календарного периода - временем, когда по традиции особенно ожидали возвращения Пернатого Змея. Жрецы с давних пор молились об этом.







И вот, наконец, событие, пророчества о котором имелись во всех преданиях, совпало с нужной датой. Верховный жрец Монтесума мог и даже должен был признать Кортеса, бородатого белого человека, как минимум посланником Пернатого Змея. Местная вариация идеи второго пришествия. И вот появились испанцы, внешне соответствовавшие известному описанию бледнолицых богов. К. Керам в своей знаменитой книге по археологии «Боги, гробницы, учёные» так описал эту встречу: «Впервые в истории великих открытий, которой посвящена эта книга, человек христианского Запада столкнулся не с остатками чужой цивилизации, которую надо было бы реконструировать, а с самой этой цивилизацией во плоти и крови. Встреча Кортеса с Монтесумой равносильна, например, встрече Брупп-бея с Рамсесом Великим в Дейр аль-Бахари или Кольдевея с Навуходоносором, которого он повстречал бы вдруг, прогуливаясь по висячим садам Вавилона, и с которым вступил бы, как Кортес с Монтесумой, в беседу».









Но изворотливый Кортес был готов ради золота на любую ложь и настаивал на своём божественном происхождении. Поэтому Монтесума всерьёз советовался со жрецами, желая знать, действительно ли боги вернулись. Жрецы начали толковать происходящее – и тут же обнаружились признаки прихода богов. Например, наводнения, которые незадолго до прихода испанцев были в Теночтитлане, сочли знаком больших, грозных перемен. Важно, что Кортес был авантюристом и, говоря современным языком, мастером шоу. Чего только он не делал, чтобы произвести впечатление на индейцев и убедить их в своём божественном происхождении! Он приказывал стрелять из пушек, чтобы потрясённые аборигены видели, как из жерла вылетает огонь. Вблизи пушек специально держали лошадей, которых пальба пугала. Кони бились и ржали, а индейцам, никогда прежде не видевшим лошадей, говорили, что эти чудовищные животные хотят их пожрать. Был случай, когда Кортес с небольшой группой испанцев забрался на один из вулканов, на высоту 5 тысяч метров, причём одеты они были только в плащи и сандалии. Всё это доказывало индейцам божественность и неуязвимость завоевателей.



Кортес настаивал на личной встрече с Монтесумой. Сейчас понятно, что он задумал схватить правителя ацтеков, обезглавить империю и тем решительно её ослабить. Вполне разумный план, если учесть количественное соотношение испанских и индейских сил. Монтесума некоторое время уклонялся, но, в конце концов, согласился. Встреча состоялась 8 ноября 1519 года. Испанцы вступили в Теночтитлан. Правитель ацтеков двинулся навстречу чужестранцам, восседая в тяжёлом от драгоценностей золочёном паланкине, который несли рабы, другие же расстилали перед ним длинный хлопковый ковёр. Кортес спешился, ни на секунду не отводя взгляда от правителя ацтеков. Встречавшему Кортеса Монтесуме приписывают такие слова: «О, государь! Ты претерпел много тягот в пути, ты устал. Наконец ты спустился на землю и пришёл в свой город».







Получается, что морально Монтесума сдал город задолго до кровавой битвы, которая произошла позже. Кортес надел на Монтесуму ожерелье из фальшивых жемчужин и бриллиантов, которые индейцы принимали за подлинные (этого испанцы привезли очень много).



В ответ Монтесума подарил ему ожерелье из драгоценных красных раковин с восьмью золотыми бусинами размером с грецкий орех. Он всё ещё надеялся уладить дело миром. Задавал вопросы о том, кто из спутников Кортеса какое положение занимает, чтобы правильно распределить подарки. Он беспокоился о соблюдении придворного этикета, не понимая, что испанцы пришли взять его в плен. Монтесума был захвачен у себя во дворце, куда Кортес тайком провёл больше солдат, чем было позволено. Кортес стал убеждать императора ацтеков пойти с ним и жить там, где живут испанцы, в другом дворце, и оттуда управлять страной. Переводчица Марина внушала ему: «Сеньор Монтесума, я вам советую согласиться и пойти с ними, не устраивая при этом шума. Я вас уверяю, что к вам будут относиться с уважением, как к великому правителю, каким вы являетесь. Если вы не пойдёте с ними, то останетесь здесь, но мёртвым».



Почему бездействовала ацтекская стража? Согласно одной из версий, власть правителя была настолько беспредельна, что охрана не смела без прямого указания и пальцем шевельнуть: каждому это могло стоить жизни, а команды Монтесума не отдал. И стражники стояли как истуканы, когда на их глазах верховного правителя увела с собой жалкая кучка испанцев. Теперь у захватчиков был бесценный заложник. Нет никаких сведений о том, чтобы он пытался из плена воззвать к своему народу и поднять его на борьбу. Наверное, всё играло роль: и страх за свою жизнь, и сознание того, что борьба бесполезна. Сохранялась и идея договориться, кстати, очень разумная, если помнить, чем грозила индейцам будущая война с конкистадорами. У этих народов был совершенно разный уровень вооружения. Индейцы вообще не знали огнестрельного оружия, не использовали железа, имея дело только с золотом и серебром. В бою они стреляли из лука и пользовались деревянными мечами! У них не было лошадей. Они не знали понятия тактики. Они просто шли на пушки, прямо на выстрелы, как бы совершая массовое самоубийство.



Неизвестно, как именно завершилась жизнь Монтесумы. Есть предположение, что он в состоянии подавленности уморил себя голодом. Или же всё-таки поддался на уговоры Кортеса пойти и попробовать уговорить своих соотечественников не штурмовать испанский лагерь. Якобы Монтесума сказал: «Я уверен, что я не получу для вас того, чего вы хотите, потому, что они избрали себе другого правителя и поклялись не оставлять в живых никого из вас. Я думаю, что вы все умрёте в столице». Когда он вышел к народу, ему в голову попал камень и удар оказался смертельным. Или это были три камня и стрела.





Раненый, он отказался принимать лекарства и скоро умер. У ацтекских мальчиков с детства воспитывалось умение переносить любые страдания, молча с самым невозмутимым видом. И если Монтесума принял решение умереть, он вполне мог так и сделать. Его не стало в 1520 году.



В августе 1521 года Теночтитлан был взял испанцами и до основания разрушен. Его эфемерный преемник юный Куаутемок призвал ацтеков к сопротивлению, которое было похоже, по выражению историка Мишеля Гролиша, на «чудовищное коллективное самоубийство». Империя ацтеков перестала существовать. А для испанцев настала ночь печали. Они в панике бежали, сгибаясь под тяжестью золота и серебра. Они спотыкались и падали; иные даже тонули в болоте. Ацтекские воины убили многих. Кони и всадники прорывались сквозь тучи проносившихся стрел; их обстреливали из рогаток камнями. Копья с наконечниками из обсидиана - вулканического стекла с острыми режущими краями - пронзали тела ненавистных оккупантов.
Единственным путём отступления для испанцев служила дамба через искусственное озеро, которую ацтеки успели разрушить в нескольких местах. Солдатам Кортеса приходилось переправляться вплавь. С кровель дворцов, с берегов озера, с дамбы на испанцев сыпался град стрел и камней. Десятки испанцев пошли ко дну. Та же судьба постигла и караван мулов, нагруженных сокровищами Монтесумы. Выбравшись на берег, Кортес понял, что вся его добыча лежит на дне. В ту ужасную ночь людей у Кортеса стало вполовину меньше; сам он был тяжело ранен.





После того как конкистадоры оставили Теночтитлан, ацтеки подняли драгоценный груз со дна озера, присовокупили к нему сокровища столичных дворцов и храмов и отправили всё это золото и серебро на север Мексики. Где-то там, в горах Сьерра-Мадре, а возможно, и ещё дальше - в Аризоне или в Юте, «сокровища Монтесумы» были тщательно укрыты в хорошо замаскированных тайниках. Этот знаменитый клад более известен на западе под названием золото Маккены. Это название к нему прилипло после известного в своё время голливудского блокбастера под одноимённым названием. Но в отличие от сюжета фильма клад этот ещё не обнаружен. Больше 500 лет сокровища стоимостью в 10 миллиардов долларов лежат в земле. Только свои находки Кортес оценил примерно в 162 тысячи золотых песо - около 10 миллионов нынешних долларов.
Сокровища Монтесумы искали многие годы. На территории Мексики их не нашли. Многие годы спустя индейцы Аризоны рассказывали легенду о том, как однажды большой караван бронзоволицых носильщиков с тяжёлым грузом на плечах проследовал через горные перевалы на север, к реке Колорадо. Его сопровождали воины, украшенные перьями, с кожаными щитами и копьями в руках. Обратно не вернулся ни один человек.













В 1993 году у Восточного побережья Америки команда профессиональных водолазов во главе с Виктором Бенилу провела операцию по поднятию на поверхность останков кораблекрушения. Археологи нашли упоминание об этом в бортовом журнале судна, плававшего в этих водах в 1756 году. Его команда заметила объятый пламенем парусник. Близ мыса Канаверал, в 12 морских милях от побережья Флориды, на большой глубине приборы обнаружили три испанских якоря, относящихся к колониальному периоду. К работе приступили водолазы, которые вскоре совершили самое прекрасное археологическое открытие конца XX века. Сначала они нашли череп из горного хрусталя, огранённые изумруды общим весом 25000 карат, золотые церемониальные украшения доколумбовой эпохи, изумрудную друзу весом 24644 карат, а затем ещё 25000 карат отполированных изумрудов и сотни уникальных, поистине бесценных ювелирных изделий ацтеков и майя. Но величайшим из найденных сокровищ был изумруд «Королева Изабелла» весом 964 карата, камень редкой продолговатой формы, не помещающийся на человеческой ладони. Этот изумруд был оценён экспертами в сумму около 116 миллионов франков. Некогда он принадлежал Эрнану Кортесу и считался навеки утерянным!




Сам конкистадор окрестил камень именем королевы Испании, которая скончалась в 1504 году, в год его высадки в Новом Свете. Кортес подарил этот и множество других прекрасных изумрудов на свадьбу своей второй жене, донье Хуане Де Сунига, племяннице герцога Бехарского, которая вместе с супругом побывала на Антильских островах и в Мексике и осталась жить в Америке со своей семьёй. Спустя двести лет её потомки из семьи Сунига решили перевезти эти сокровища в Испанию и зафрахтовали небольшой парусник, который затонул у берегов Флориды. Кортесу принадлежали и другие уникальные изумруды. По многочисленным свидетельствам, он носил на шее подарок ацтецкого императора Монтесумы - ожерелье из пяти изумрудов, на которых были выгравированы птицы и цветы, вместе с колокольчиком. По всей вероятности, они были утеряны во время кораблекрушения у берегов Алжира, где покоритель Мексики сражался с берберами.







Что касается части детей погибшего «императора» ацтеков, то они не просто сумели сохранить свои жизни в горниле войн и политических переворотов, но заняли в новой колониальной системе определённое, довольно высокое положение. Сын от младшей жены и две дочери Монтесумы II вошли в состав мексиканской знати, получив от короля Испании титулы, почёт и земельные владения в форме энкомьенд.









Испанцы очень быстро начали стремиться себя реабилитировать, опровергнуть слухи о своих зверствах. И старший сын Монтесумы был произведён Карлом V в графы. На рубеже XVII–XVIII веков один из графов Монтесума был некоторое время вице-королём Мексики, называвшейся тогда Новой Испанией. Последний потомок рода Монтесумы – испанский гранд Марсилий-де-Теруэль, граф Монтесума, был изгнан из Испании как сторонник либеральной партии и умер в эмиграции в 1836 году, а в 1824 году Мексика уже получила независимость.



То есть безнадёжное дело Монтесумы в исторической перспективе оказалось не таким уж безнадёжным. Единственный сын девятого «императора» ацтеков, упомянутый в источниках XVI века, это Тлакауэпанцин, известный у испанцев как Педро Монтесума. Будучи ко времени завоевания Теночтитлана юношей 18-19 лет, Тлакауэпанцин-Педро стал сотрудничать с испанцами. В современной Мексике, почитающей ацтекское наследие, он осуждается как «коллаборационист». Он был своего рода символическим представителем ацтекской знати, который примирился с завоевателями и тем самым легитимировал Конкисту. Во время распределения Кортесом энкомьенд в апреле 1522 года Педро получил наследственное право взимания доходов с Тулы, губернатором которой он стал. Педро Монтесума дважды побывал в Испании, будучи принят во время второго визита королём Карлом. Тот официально подтвердил его статус как сына Монтесумы и утвердил герб: золотой ястреб на зелёном поле, окружённый пятью серебряными розами, в сопровождении ягуара; на кайме красного цвета тридцать золотых крон.



Это было крупное достижение не только для самого дона Педро, но потенциально для всей индейской знати. Есть также сведения, что Педро Монтесума был крещён и первым получил герб императорского дома ацтеков Мексики, предоставленный королевским указом от 16 февраля 1536. Уже в этом гербе видно подчинённое положение Педро Монтесумы Испанской короне.



Не так давно на аукционе Сотбис было выставлено на продажу полотно картины неизвестного художника.



На Монтесуме - оголовье Azteca, европейская корона покоится на подносе перед его ногами. Европейская корона у ног Монтесумы увенчана мексиканским орлом, который сидит на кактусе - национальная эмблема современной Мексики. На голове - двуглавый орёл Габсбургов королевского дома Европы и Испании.



На том же аукционе была выставлена ещё одна картина: На ней изображены Монтесума II и Тлакауэпанцин-Педро. Никаких орлов нет и в помине.





Политические события в Мексике протекали весьма бурно. Мексике, как колонии, пришлось пройти через борьбу за своё освобождение. Но до этого, некоторые представители правящей верхушки были кровными узами связаны с потомками Монтесумы и другой знати ацтеков. Поэтому совсем не удивительно, что на некоторых изображениях самого Моктесумы II можно видеть двуглавого орла Габсбургов.




«Цивилизация сравняла траншеи, аэрация задула следы,
Руины жестоких сражений замыли с годами дожди…
Тогда, уходя в неизвестность, говорили: «С победою жди!»,
Мужики слёз не скрывали и так - все на бойню ушли.
Чем кончились эти баталии, все знают, в книгах прочли,
До сих пор вопросы витают - последствия все ли учли?!
Кто выжил - «плоды» пожинает, кто пал – веленье судьбы,
Вздохнул тихо «Участник» в амбразуре пенсионной четы…
Раз в месяц больным и усталым, смертям непременно назло,
Благодарность, на всю, получает – видать, ему повезло…
Всем знающим запах пожара и нюхавшим порох войны,
От наследников «большая» награда, а от Бога – анализ вины».
                                                                                             Рындин




Из лекций Наталии Басовской, книг Эриха Дэникена, Википедии, с сайтов: cont.ws/@Efiere, anahsor.in.ua/commun/, paleokontakt.blogspot.com.,vsesekrety.com. Фото из сети.

Про Кортеса: Ночь печали
Когда Боги смеются


Tags: ЖЗЛ, Монтесума
Subscribe

  • Тысяча осколков древности

    Остались ли на свете острова, Где можно жить легко, безмолвно, Из мокрого песка лепить слова, И просто отдавать их волнам? И есть ли место для таких,…

  • Рай для Робинзонов

    Говорят, что где-то есть острова, где растёт на берегу трын-трава. И от хворости, и от подлости и от горести, и от гордости. Вот какие есть на свете…

  • Аборигены Земли

    Швартовался у Китового Уса. Утомлённо заскрипело весло. Ангел тропиков зевнул и проснулся, с любопытством почесал под крылом. День взорвался…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments