Мои путешествия (krisandr) wrote,
Мои путешествия
krisandr

Categories:

Рай для Робинзонов

Говорят, что где-то есть острова, где растёт на берегу трын-трава.
И от хворости, и от подлости и от горести, и от гордости.
Вот какие есть на свете острова!
Говорят, что где-то есть острова, где с похмелья не болит голова,
А сколько есть вина, пей всё без просыпу, а после по морю ходи, как посуху!
Вот какие есть на свете острова!
Говорят, что где-то есть острова, где четыре навсегда – дважды-два.
Ищи хоть сотни, нет решенья лучшего, четыре – дважды два, как ни выкручивай.
Вот какие есть на свете острова!
Говорят, что где-то есть острова, где неправда не бывает права.
Где не от лености и не от бедности и нет, и не было черты оседлости.
Вот какие я придумал острова!
                       Александр Галич



Архипелаг Силли, расположенный в 45 километрах от полуострова Корнуолл на юго-западе Великобритании, не самое известное место. Из 140 островов лишь 5 обитаемых: Сент-Мэрис, Сент-Мартинс, Сент-Агнес, Треско и Брайер. Они похожи на английские деревни, затерянные в океане. Остальные представляют собой живописные нетронутые островки первозданной природы.





Население островов составляет всего 2153 человека. До Силли нелегко добраться даже британцам, но в этом состоит часть обаяния этих островов. Путешествие сюда уже приключение. Если лететь на частном самолёте из Лондона, можно любоваться пейзажами графства Сомерсет.















Как правило, из Лондона нужно ехать ночным поездом (одним из двух в Великобритании) до Пензанса, потом автобусом добираться до аэропорта, откуда на острова дважды в день летает вертолёт и несколько лёгких самолётов. Вид на архипелаг с воздуха поражает!





















Можно увидеть полосатую башню The Daymark, которая хорошо видна издалека и является одной из попыток создать маяки без света.





А здесь в центре стоит башня старого маяка, но там теперь просто чей-то дом. Владелец дал обещание построить другой маяк, если будет в этом необходимость.







До островов можно добраться и морем. Плавание займёт 4 часа. Здесь принято путешествовать медленно. Даже перемещение между островами - это не просто переправа на лодке. Расписание и места отправления зависят от приливов и отливов, и это нужно иметь в виду: если пропустите последнюю лодку обратно, придётся нанимать дорогой частный катер. Едят здесь тоже неспешно. Всё готовят из местных продуктов: молоко из Сент-Агнес, говядина из Треско, а рыба и морепродукты из океана, окружающего острова. Здесь все в тихом восторге от окружающих пейзажей: пляжи, как на Карибах, цветущая природа, потрясающе чистый океан. На архипелаге Силли едва ли не самые красивые пляжи в Великобритании, километры пеших маршрутов через изумительные леса, вересковые пустоши вдоль побережья и уникальный микроклимат.









Здесь теплее, чем в самой Англии, здесь растут травы и деревья, не выживающие нигде более на «острове туманов», птицы образуют огромные, всё растущие колонии. Острова давно объявлены государственным заповедником и стали одним из лучших объектов экологического туризма в Европе. В октябре температура держится около 13–14°C днём и не опускается ниже 10°C ночью. Идеальное место для бегства из осенней Англии, которая славится отвратительной погодой. Но, даже если погода портится, за тучами и неспокойным океаном можно понаблюдать из бара с бокалом местного эля Ales of Scilly.









Здесь все знают всех. Никого нет даже в местном фермерском магазине. Вместо кассы здесь стоит просто жестяная коробочка для мелочи, а цены написаны мелом на доске. Во многих местах в мире встречаются с коробками честности - в них можно положить деньги в отсутствие продавца, но целый магазин честности есть наверняка только здесь. Берёшь свежий апельсиновый сок и кладёшь в коробочку полтора фунта.





















Отели выглядит прилично, но и стоят не меньше - 135 фунтов за ночь, даже в Нью Йорке можно найти дешевле.















Домики для кур



Кейт Миддлтон и её семейство, в отличие от принца Гарри с Меган Маркл, любят оставаться незамеченными - конечно, когда это возможно. Вот и в августе этого года, когда график принца и герцогини, ожидающей четвёртого ребёнка, оказался на ближайшее время свободен от официальных мероприятий, они, не привлекая к себе внимания, тайно покинули Лондон и отправились с детьми на каникулы. Герцогиня Кембриджская с принцем Уильямом и их юными наследниками - 8-летним принцем Джорджем, 6-летней принцессой Шарлоттой и 3-летним принцем Луи высадились на втором по величине острове архипелага - Треско.





Постоянно на острове проживают всего 5 человек. Внук Елизаветы II с семьёй выбрали это место для отдыха не случайно - они уже бывали здесь в прошлом не раз и сохранили о своём пребывании на острове наилучшие воспоминания. Однако в этом году им не повезло. Едва только они прибыли на остров, как нежданный циклон принёс ливни с сильными грозами, а потом температура упала днём до 11°C. Понятно, что в такую погоду не покупаешься и не погуляешь. Герцоги Кембриджские второй год подряд отказываются от заграничного отдыха и выбирают живописные места Великобритании, чтобы провести летние каникулы. Представители королевской семьи не рискуют выезжать в другие страны, в связи с пандемией. В 2020-м принц и герцогиня, в отличие от этого года, отдохнули на острове Треско прекрасно.







И тогда об их пребывании там узнали тоже чисто случайно: во время прогулки принца с герцогиней и детьми на велосипедах их опознал один из местных жителей, поделившийся своим открытием с местной газетой. Тогда семейство остановилось в сравнительно скромном коттедже с четырьмя спальнями. Они отдыхали здесь в 2016-м, и тогда их удалось заснять во время прогулки на лодке.



Это место так же хранит тёплые детские воспоминания принца Уильяма, который отдыхал на Треско со своими родителями принцем Чарльзом и принцессой Дианой и братом принцем Гарри в 1989 году. На фотографии запечатлён 7-летний Уильям, когда он готовился к велосипедной прогулке вместе со своей семьёй.



Место отдыха герцога и герцогини Кембриджских в этом году раскрылось случайно. Они были замечены одним из туристов. Он не сразу понял, что столкнулся с королевской семьёй, приняв принца Уильяма и Кейт Миддлтон за обычных многодетных родителей, старавшихся держаться особняком. Однако даже эти скромные каникулы вызвали негодование у некоторой части британцев. «Они так много работали, и детям, наверное, наскучило это огромное поместье в Норфолке. Пандемия, безусловно, показала расстояние между самыми богатыми и самыми бедными. Герцогство Корнуолл перейдёт к Уильяму с доходом в 20 миллионов в год, когда Чарльз станет королем. 20 миллионов в год!» и т.д. Конечно, негативные комментарии были связаны в первую очередь с усталостью людей от проблем, вызванных пандемией.





Лет 200 назад, когда маяки в Ла-Манше можно было пересчитать по пальцам, не было славы мрачнее, чем у островов Силли и побережья Корнуэлла. Слава эта гуляла в рассказах об угрюмых скалистых берегах и о коварных аборигенах тех мест. 140 скалистых островков, омываемых тёплыми струями Гольфстрима, давно уже безопасны для проплывающих мимо и подходящих к Силли судов.







А меж тем на протяжении многих веков жители прибрежной полосы пролива промышляли тем, что заманивали на скалы проходящие корабли. Когда «дело выгорало», они брали в плен моряков и делили корабельный груз. Каким же образом жителям Силли удавалось заманивать проходящие мимо корабли на скалы островов? Хорошо зная подходные фарватеры и расположение подводных скал, они выбирали ненастную тёмную ночь, гасили маяки, привязывали к рогам голодной коровы зажжённый фонарь и пускали её пастись в определённом месте на прибрежный луг. Корова гуляла, пощипывала траву, а моряки, оказавшиеся близ страшных островов, принимали «коровий маяк» за огонь корабля, раскачивающегося на якоре в тихой гавани. Они брали курс на этот огонь и вскоре оказывались на камнях. Вот тут-то и начинался грабёж! Такие постоянно меняющие координаты «коровьи маяки» осветили путь к гибели не одной сотне судов.









Не зря ещё недавно в Англии жива была шутка: жители островов Силли так и не научились есть овсяную кашу, если она не сдобрена подливой из клерета или бренди, приобретёнными «по милости Божией» лет сто назад. А в особо торжественных случаях хозяева на Силли подают на стол китайский чай из старых запасов – из груза чайного клипера «Фриар Тук», капитан которого тоже принял фонарь на коровьих рогах за маяк. Мрачные шутки. Но ведь у обитателей островов Силли был даже свой покровитель, якобы способствовавший им в их отчаянном промысле. Имя его было Святой Уорна, и молились ему только в штормовые ночи. Когда в 1610 году сэр Джон Киллигрю на свои средства соорудил на мысе Лизард первый маяк, местные жители пришли в ярость: маяк лишил их «Божией милости», то есть надёжного приработка. Вплоть до конца XVIII века в церкви на острове Сент-Мэрис священники в проповедях без стеснения просили: «Молим тебя, Господи, не о том, чтобы были кораблекрушения, но о том, что если они по Твоей воле произойдут, ты указал бы им место на островах Силли ради их бедных обитателей».











Говорят, что на том месте, где сейчас возвышается маяк «Wolf Rock» (маяк Волчьей Скалы) между островами Силли и мысом Лендс-Энд, до XV века стояла скала с гигантским гротом. Звук штормовых волн, разбивавшихся в этом гроте, был слышен на мили вокруг – как будто сама природа оделила мореплавателей этим спасительным колоколом, предупреждающим об опасности. Но однажды грот исчез. Нет, его не смыло волной, не разбило прибоем. Обитатели мыса Лендс-Энд не поленились разрушить его и разровнять берег так, словно никакого грота здесь не было и в помине.



Много было катастроф у скал Силли, но самая драматичная, пожалуй, произошла в 1707 году, когда средиземноморская эскадра флота её Королевского Величества приближалась к берегам Англии. До Портсмута оставалось несколько часов хода. Командующий эскадрой адмирал сэр Клаудисли Шовель дописывал последние строки отчёта. На рассвете следующего дня, 23 октября 1707 года, его ждали триумф, почести и награды за блестяще проведённую осаду и захват Барселоны, обстрел и налёт на Тулон. Судьба распорядилась иначе. Из-за шторма и ошибки в расчёте курса поворот на восток привёл флагманский корабль эскадры на риф Гилстон, расположенный между островами Самсон и Сент-Мэрис.



Это ошибка стоила Англии 2500 моряков и 5 кораблей. Адмиралу она стоила жизни. Флагман – 96-пушечный «Ассошиэйшн» оказался опрокинут накатом океанской волны в пенные буруны у скал в одно мгновение. Вслед за ним на рифах оказались шедшие в кильватере 70-пушечный «Игл»,



54-пушечный «Ромни» и фрегат «Феникс». Следовавший за ними брандер «Файербранд», проскочив гряду рифов, ударился о прибрежные скалы. Остальные корабли успели повернуть на запад, и ушли в открытый океан дожидаться рассвета.



Есть версия, что выживший в кораблекрушении Шовель был зарезан одним из жителей острова, который увидел на нём перстни с бриллиантами. Тело Клаудисли Шовеля было обнаружено рыбаками, погружено на борт «Арундела» и оттранс¬пор¬тировано в Лондон с приспущенными флагами. На месте обнаружения тела установлен мемориал.





Адмирал был с почестями похоронен в Вест¬мин¬стерском аббатстве.







На первый взгляд может показаться, что повествование о «коровьих маяках», «Божией милости» и «роковой ошибке адмирала Шовеля» - всего-навсего вариации легенд угрюмых островов Силли. В первой половине ХХ века к ним относились как к занятным побасенкам. Но вот однажды одному из историков показалось немаловажным упоминание о том, что на борту флагманского корабля «Ассошиэйшн» в момент его гибели находилось несколько бочонков золотых монет, награбленных в Барселоне.



Министерство Военно-морского флота снарядило водолазов, поднявших за три года со дна дюжину полусгнивших шпангоутов, множество изъеденных ржавчиной пушек и ядер, а также десятка два золотых монет. Вторая экспедиция дала более интересные результаты. Буквально в сотне метров от места работы первого отряда поисковики наткнулись на россыпи золотых и серебряных реалов, пиастров, крон, полукрон и флоринов; кроме того, на поверхность были подняты многие предметы корабельного обихода, личные вещи командного состава эскадры.
Как только газеты объявили о находке – в Англии отыскались… наследники адмирала Шовеля. Руководству экспедиции пришлось делать специальное заявление о том, что найденные аквалангистами «золотые россыпи» никак не являлись личной собственностью адмирала Шовела. Но радость и шумиха вокруг находки пробудила ещё один миф – о «Божией милости». В прибрежных водах Силли покоится немало погибших судов, чьи сокровища – реальные и мнимые – не дают покоя кладоискателям. И множество «взыскующих милости», невзирая на существующее законодательство и меры по охране государственной собственности, ринулось в морские глубины – с энтузиазмом, достойным их простодушно-кровожадных предков с островов Силли.





Архипелаг расположен на одной из самых оживлённых судоходных трасс северной Европы. Когда задувают западные ветры, огромные океанские волны, разбежавшись по 3000-мильной ширине Атлантики, с яростью обрушиваются на этот форпост Ла-Манша. Мощь этих волн потрясающа. К середине XIX века вопрос о частых кораблекрушениях у берегов Силли и Вулф-Рока стал настолько серьёзным, что обсуждался в Палате общин Британского парламента. Последний обязал маячную и лоцманскую корпорацию страны «Тринити Хауз» построить на самой западной оконечности островов, на скале Bishop Rock («скала епископа»), маяк. Этот островок называли ещё «Wolf Rock» (Волчьея Скала). В отличие от крупнейшего острова на Земле - Гренландии, островок Бишоп-Рок настолько мал, что на нём был возведён только маяк.







Площадь острова всего 720 м², что в 10 раз меньше футбольного поля. Остров-скала отвесно поднимается с глубины 45 метров, что делает это место одним из самых опасных для строительства маяка. Согласно «Книге рекордов Гиннеса» это самый маленький застроенный остров в мире. Для местных жителей это было катастрофой. Однако маяк на скале Бишоп-Рок был построен. Он явился инженерным триумфом викторианской эпохи.



Первый маяк начали строить в 1847 году, спустя два года, в 1849 году, строительство было практически завершено, осталось только установить фонарь. Но сезон, когда можно проводить работы был закончен, и работы отложили до следующего года. Однако постройка не выдержала натиска стихии и была разрушена мощными волнами 5 февраля 1850 года к радости обитателей островов Силли. Неудача объяснялась несовершенством конструкции, основу которой составляли металлические сваи, именно на них должен был держатся маяк. Предполагалось, что волны будут свободно проходить между сваями, не влияя на маяк. Однако эти расчёты оказались неверными. На строительство первого маяка было потрачено 12 тысяч фунтов стерлингов. Ответственным за проект был инженер Джеймс Уокер.



К строительству второго маяка подошли более серьёзно. Несмотря на провал с первым маяком, разработкой нового занялся все тот же Джеймс Уокер. Ему было выделено уже 35 тысяч фунтов стерлингов. Основным материалом маяка на этот раз были гранитные блоки (весом от 1 до 2 тонн каждый), общий вес которых составил 2500 тонн. Строительство было начато в 1851 году. В связи с маленькими размерами острова Бишоп-Рок, рабочие, строившие новый маяк жили на соседнем острове, где для них были построены жилые помещения и мастерские. Как только позволяла погода, рабочих доставляли на самый маленький остров в мире. Строительство было завершено 1 сентября 1858 года. Его высота была 33 метра, и огонь был виден за 16 миль.



Зимой 1861 года туманный колокол маяка, прикреплённый на гранитной галерее литой скобой толщиной 4 дюйма на высоте 100 футов над отметкой наибольшего прилива, был снесён. Гигантские волны забрасывали свои пенящиеся гребни на много футов выше фонаря. Однажды они, откатываясь, выдернули литую скобу, как морковку из земли: колокол рухнул вниз на скалу и разбился на куски. Он весил четверть тонны. В 1870 году во время шторма волны всё утро заливали верхушку маяка.





Можно себе представить положение парусного корабля, оказавшегося среди таких волн у этих островов. Восточный и северный ветры по силе не уступают западному. Бывали случаи, когда парусные суда в течение многих дней пытались вырваться из окружения подводных скал Силли, но западный ветер всё же выносил их на берег, где они погибали. Когда ветра нет, острова обычно затянуты туманом. Большая часть кораблекрушений здесь произошла и происходит именно во время тумана. Многие капитаны потеряли свои корабли, попав в течение Реннеля, которое проходит у западного входа в Ла-Манш на север со скоростью одного узла.



По злой иронии судьбы эта «ловушка кораблей» до начала XVII века была нанесена на карты на 10 миль севернее от их фактического места. Это одна из причин того, что Силли оказались «кладбищем кораблей». В 1969 году зафиксировали около 20 тысяч кораблекрушений только вокруг юго-западной оконечности Англии, а вокруг всех островов Британии - около 25 тысяч. Множество катастроф на этом «кладбище кораблей» ещё не зафиксировано. В 1881 году после детального обследования, было обнаружено, что постройка сильно повреждена. В связи с этим было принято решение укрепить маяк и увеличить его высоту на 12 метров, а его огонь моряки стали видеть за 18 миль.







После завершения работ общий объём гранитных блоков увеличился практически в два раза и составил 5700 тонн. Благодаря этому постройка стала более устойчивой к воздействию мощных волн. Работы по укреплению были завершены в октябре 1887 года и обошлись в 66000 фунтов стерлингов. Руководство осуществлял инженер Джеймс Дуглас. В 1973 году маяк был электрифицирован. В 1976 году на маяке была построена вертолётная площадка. Весь 1991 год на маяке проводили работы по автоматизации его работы, а в 92-м этот процесс был завершён.







Последний оператор покинул маяк 21 декабря 1992 года. До этого времени, на самом маленьком острове в мире проживал один человек, который занимался обслуживанием маяка. В основном сюда приезжают рабочие, выполняющие ремонт и обслуживание оборудования. Электроэнергия обеспечивается солнечными панелями. Высота маяка составляет 49 м, его можно увидеть с расстояния 37 км. Здесь установлена лампа мощностью 400 Вт. Каждые 15 секунд происходят 2 группы вспышек белого цвета.



Островной маяк на протяжении всей своей истории хорошо выполнял возложенную на него функцию, сообщая приближающимся кораблям об опасности. Однако одним из исключений стало крушение 7 мая 1875 года парусного парохода. «Шиллер» направился из Нью-Йорка в Гамбург и по пути должен был зайти в Плимут и Шербур. 7 мая лайнер оказался близ английского побережья. Именно здесь судно попало в сплошной туман и сильное волнение. Этому современному и изящному лайнеру было суждено служить лишь два года. В последний рейс лайнер перевозил 250 мешков с почтой и особый груз - 300 тысяч 20-долларовых монет. Из 254 пассажиров и 118 членов экипажа было спасено всего 37 человек. Ценный груз, перевозившийся «Шиллером», по-прежнему остаётся на дне у островов Силии. Это кораблекрушение считается одним из самых крупных в истории Британии.



По сей день титул «самого маленького застроенного острова в мире, населённого людьми» носит этот скалистый кусок суши - Bishop Rock. И если по этой причине Бишоп-Рок попал в «Книгу рекордов Гиннеса», то есть островок, который с его немногочисленными жильцами официально не занесён ни в одну книгу рекордов. Остров... нет, это звучит слишком громко… островок с названием «Just Room Enough» – самый маленький клочок суши, населённый людьми. И это при том, что площадь Bishop Rock практически вдвое превышает размеры этого островка в Канаде, а с 1992 года в маяке, возвышающемся на скале, никто не живёт. Его площадь, размером меньше теннисного корта, составляет всего 306 м².



Площадь самого маленького стандартного футбольного поля составляет чуть более 4000 м². Настоящая мечта интроверта: дом с парой комнат, дерево, пара стульев, скамейка и мини-пляж. Просто представьте, насколько приятно здесь можно провести выходной - с книгой, фильмами и банкой пива, сидя на стуле, пока озеро омывает тебе ноги. Собственно говоря, для этого он и был куплен. Это не совсем жилой дом, скорее «дача» американской семьи Сайзленд. Остров Hub, он же Just Room Enough Island, что можно примерно перевести как «Остров, которого достаточно для одной комнаты» - это часть архипелага «Тысяча островов», который делят между собой Канада и США.









Конкретно этот маленький и неприметный клочок земли, находящийся в американских водах, изначально вообще не имел имени, как и многие из его собратьев по соседству. Потом грянул Сухой Закон и острова стали прибежищем орд контрабандистов и даже пиратов из конкурирующих банд, которые охотятся на этих контрабандистов. Отсюда шёл трафик нелегального виски из Канады. В общем, у места любопытная история. Правда, семью Сайзленд заинтересовала не она, а расположение острова и его относительная дешевизна. Купив его в 1950-х, они построили себе дом для отдыха.







Семья проводила здесь выходные и отмечала праздники в полнейшем уединении. Однако ради того, чтобы их земля получила статус острова и перешла в их полное владение, им ещё пришлось постараться. На самом деле, для того, чтобы торчащий из воды клочок суши получил статус острова, да ещё и жилого, ему необходимо обладать набором определённых черт. Он должен быть больше квадратного фута площадью и быть виден над поверхностью на протяжении всего года. На нём должно располагаться постоянное жильё и, что несколько странно, обязательно расти хотя бы одно дерево.







Так что Сайзленды посадили одно такое, вырастили его и только после некоторой бюрократической волокиты официально стали обладателями собственного острова. По иронии этот дом был построен в уединённом месте для того, чтобы спрятаться от людей и проводить отдых в уединении или узком семейном кругу. Но сейчас остров стал одной из главных достопримечательностей архипелага Тысяча Островов. Теперь вместо чаек, пьяных от найденной заначки контрабандистов, здесь снуют туристы. Они фотографируют дом и тычут в него пальцем. А где-то внутри сидит типичный интроверт, пьёт виски и раздражённо ругает толпы зевак.








Продолжение про «Тысяча островов»

Использованы материалы из интернета. Все изображения взяты из открытых источников Яндекс картинки и принадлежат их авторам.

Tags: остров
Subscribe

  • Тысяча осколков древности

    Остались ли на свете острова, Где можно жить легко, безмолвно, Из мокрого песка лепить слова, И просто отдавать их волнам? И есть ли место для таких,…

  • Аборигены Земли

    Швартовался у Китового Уса. Утомлённо заскрипело весло. Ангел тропиков зевнул и проснулся, с любопытством почесал под крылом. День взорвался…

  • Явь или сон? Часть 2

    Остров Сокотра - деревья драконьи, словно объелся зелёных грибов, И на обычном московском балконе - с Фата Морганой столкнуться готов. Синие дали,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments