Мои путешествия (krisandr) wrote,
Мои путешествия
krisandr

Category:

Щепки в потоке

Узнал учёного ответ.
Что не по вас, – того и нет.
Что не попало в ваши руки,
Противно истинам науки.
Чего учёный счесть не мог,
То заблужденье и подлог.
               «Фауст» И. Гёте



С одной стороны расстилаются необъятные просторы пустыни, с другой - город, столица Египта Каир, словно громадный оазис в песках. Оживлённый мегаполис на 19,5 миллионов человек, крупнейший в Африке и на Среднем Востоке.





Его разрезал пополам Нил, сверкающий в лучах заходящего солнца. Тысячелетиями на берегах этой реки плодились люди и теперь окончательно взяли её в тиски. На фоне неба выделяются силуэты многоэтажек, соборов и минаретов. Каир своими контрастами превосходит любой город Северной Африки.







Древность мешается с модерном. Рядом с запредельной роскошью царит беспроглядная нищета. Красота и культура сливаются с мерзостью и грязью.

























На окраине Каира есть место, которое называют Город Мёртвых (аль-Qarafa), там живые люди живут среди могил и склепов.











Они ухаживают за памятниками и радуются тому, что есть крыша над головой. Их дом – это склеп, а надгробные плиты и крышки гробов – повседневность. И это не очередная выдумка про оживших мертвецов: тысячи семей продолжают создавать свой мир в стенах древних склепов. Здесь живое соседствует с умершим, обыкновенное со странным: увиденное приводит в ужас, даже египтяне предпочитают держаться от «Города Мёртвых» подальше.











Когда-то кладбище с красивыми образцами исламской архитектуры, мамлюкскими мавзолеями, находилось на окраине будущего огромного мегаполиса. За постройками начиналась пустыня, по которой передвигались верблюды.





Сейчас склепы находятся в самом центре старого Каира, недалеко от Цитадели – главной достопримечательности города. Свой кров среди могил нашли сотни тысяч людей. Причём с тех пор, как первые жильцы начали обустраивать здесь свои дома, прошло не так много времени. Все началось в конце 60-х, когда по Египту пронёсся жилищный кризис. Потоки беженцев арабо-израильской войны хлынули на окраины, переполнив плотно застроенные районы Каира. Город оказался неспособен предоставить жильё для всех. Пустующие склепы, напоминающие комнаты, привлекли маргиналов и бедняков – за проживание не взималась плата или налоги, а полиция и военные обходили эту территорию стороной. Впрочем, так они поступают и по сей день.









Местные жители знают – не стоит расхаживать по улочкам Аль-Карафы. На 6-ти километровой территории обитают не только дворовые псы и мирные жители, но и преступники: грабители и наркоторговцы. Кроме соседства с мертвецами, население Аль-Карафы мало чем отличается от других густонаселённых районов города, если говорить об инфраструктуре. Как и все люди, местные жители любят смотреть футбольные трансляции, пить кофе в кафе и собираться на улицах. И всё это можно сделать, не покидая родные пенаты. В районе есть автобусное сообщение, детский сад, мастерские. Их «комнаты» внутри с обстановкой обычных домов. Узнать о быте местных жителей непросто – они с трудом идут на контакт и не дают интервью. Некоторые местные жители подрабатывают проводниками, показывая туристам и ценителям архитектуры трущобы и склепы. По настоящее время правительство разводит руками и настоятельно рекомендует избегать посещений «Города Мёртвых».









Для меня Египет – самая загадочная страна. С революции 23 июля 1952 года, после которой Египет стал республикой, до 2011 года страной управляли военные. Мубарак, став главой страны в 1981 году после убийства во время военного парада президента Египта Анвара Садата, сразу же ввёл в стране чрезвычайное положение, которое не отменял на протяжении всего срока своего правления. На посту президента Мубарак проводил жёсткий курс, направленный на борьбу с экстремистскими исламскими организациями и коррупцией. Народные волнения начались в Египте с мирной демонстрации 25 января 2011 года в Каире. Особенно недовольна режимом была египетская молодёжь. Центром восстания, его средоточием, символом, знаменем стала площадь Тахрир (Освобождение) в центре Каира.





Во время акций вспыхивали беспорядки, демонстранты нападали на полицейские участки и автомобили, были разграблены и сожжены магазины, государственные учреждения, музеи. Из тюрем бежали тысячи заключённых, в городах орудовали мародёры. После многодневных массовых протестов 11 февраля 2011 года президент Египта Хосни Мубарак ушёл в отставку, передав власть Высшему совету вооружённых сил. После революции Мубарака арестовали по обвинению в коррупции и гибели демонстрантов и приговорили к пожизненному заключению. В результате революции в Египте произошёл рост радикальных и даже экстремистских сил, потом последовал всплеск террористической активности. Однако позже решение пересмотрели. В 2017 году Хосни Мубарак был выпущен на свободу, проведя 6 лет в тюрьме. Из тюрьмы его освободили потому, что в 2018 году власть в Египте вернулась в руки прежней элиты. Мубарак скончался 25 февраля 2020 года после длительной болезни. Мне посчастливилось побывать в Египте после 25-летнего правления Мубарака. Всё население было тогда в восторге от его правления. Мы путешествовали по стране под защитой конвоя и чувствовали себя в относительной безопасности. Тогда я и посетила музей в Каире, буквально набитый древними артефактами. Выстроились статуи, древние, как сама история Египта. Стеклянные витрины ломились от ваз и глиняной посуды, гипсовых кувшинов и скульптур, амулетов скарабеев, папирусов, фрагментов ткани. На большом мраморном пьедестале стояла каменная глыба с изображением знатных египтян.















Египетский музей находится в Каире на самом почётном месте - в огромном столетнем неоклассическом здании на площади Тахрир. Во время народных волнений именно вокруг него разворачивались основные события.









Полиция бежала с Тахрира, и мародёры нахлынули в музей для разграбления бесценных экспонатов. От рук мародёров сильнее всего пострадала так называемая Амарнская галерея. Амарна - это город на Ниле, в 285 километрах к югу от Каира, где находятся руины Ахетатона - столицы фараона Аменхотепа IV Эхнатона.









Из каирского Египетского музея пропали в том числе: позолоченная деревянная статуя богини, несущей фараона Тутанхамона,



статуя Тутанхамона с гарпуном. Эту знаменитую статую сломали: ноги фараона и лодка, служащая пьедесталом, остались в музее, а остальное пропало,



статуя фараона Эхнатона с подносом для даров,



статуя Нефертити, жены Эхнатона,



Деревянные статуэтки ушебти (загробных слуг) семьи Эйя, из которой происходила мать Эхнатона, и многое другое.





В то время я обратила особое внимание на этого фараона. Глядя в косые глаза каменного изваяния, можно отметить неправильность его черт. Удлинённое лицо и причудливо вытянутый череп производит весьма своеобразное, чужеродное впечатление. О нём было известно до боли мало. Кем же на самом деле был фараон, вызвавший такую волну гнева и страха, что собственный народ вымарал его из летописей?



Возможно, как историческая фигура, фараон Эхнатон лишён блеска и романтики Рамзеса или Тутанхамона, однако ни один правитель Древнего Египта не был таким эксцентричным и таинственным. Его причудливую историю пересказывали неоднократно: известный автор детективов Агата Кристи написала об Эхнатоне пьесу, современный композитор Филип Гласс - оперу, а фанаты дэт-метала могут послушать о нём песню группы «Nile» под названием «Cast Down the Heretic».



Древний Египет будоражит умы учёных и обывателей с тех самых пор, как впервые был расчищен от песка Большой Сфинкс. И хотя археологи сделали уже немало открытий, земля фараонов хранит под своими песками ещё множество тайн. И порой случается так, что новые находки порождают появление ещё большего количества загадок и вопросов. Старинные тексты описывают особый временной период в истории Древнего Египта, известный как додинастическая эпоха, когда страной сотни лет правили боги. Эхнатона можно с лёгкостью поставить в один ряд с остальными представителями той эпохи, он был как бы из другого места и времени. У Древнего Египта – одна из самых невероятных историй на планете. И это касается не только удивительных архитектурных достижений древних египтян, но и невообразимых знаний в различных областях науки – той впечатляющей особенности, которой могут похвастаться очень немногие древние цивилизации Земли. Пирамиды Гизы и огромный, величественный Сфинкс – не единственные тайны, окружающие эту цивилизацию: в список загадок можно включить правителей, среди которых особое место занимает Эхнатон.



До Эхнатона страной управляли множество странных фараонов. Одним из наиболее важных древних текстов, которые могут подробнее рассказать нам об этом периоде истории, является туринский папирус, в котором перечислены все фараоны, царствовавшие в Древнем Египте. Он содержит списки не только «официальных», исторических, но и мифических лиц – божеств или богов, которые пришли с небес и правили на этих землях до появления первого «смертного» фараона, родословная которого уходит корнями вглубь веков на целых 13 тысяч лет.





До сих пор остаётся загадкой, почему большинство учёных считают этот древний текст чистой воды выдумкой и почему большинство его деталей пропущены или исключены из учебников истории. «Создаётся такое впечатление, будто у них вовсе не было предков или периодов развития и что они все появились буквально за одну ночь», – утверждает английский египтолог Тоби Уилкинсон. Палермский камень содержит другой древний текст, где упоминаются мистические правители додинастического периода. Эта стела рассказывает о древнеегипетском боге Горе и предполагает, что это реальное лицо и тысячи лет назад он царствовал в Древнем Египте. Также говорится, что другой египетский бог, Тот, правил землями с 8670 до 7100 г. до н.э.

Древнеегипетский верховный жрец Манефон, имевший доступ к Александрийской библиотеке, написал для фараона историю Древнего Египта в 30 томах. Так вот, там содержатся ссылки на божественных существ, которые царствовали в стране до фараонов. Согласно древнеегипетской мифологии, Эхнатон ведёт своё происхождение от богов, которые прибыли на Землю во время эры Зеп-Тепи. Как написано в текстах пирамид, был такой период, когда боги упорядочили первозданный хаос и начали править планетой. Это и есть то самое Первое Время или «Зеп-Тепи». Многие исследователи считают, что древнеегипетская цивилизация возникла в 36 900 году до н.э., когда землями правили боги, спустившиеся с небес, и Эхнатон был одним из них.



Эхнатон, известный до пятого года своего правления как Аменхотеп IV, был фараоном XVIII династии, когда Египет был на пике своего расцвета. Он правил в течение 17 лет с 1353 по 1336 годы до н.э. Ещё в юности принял бразды правления из рук отца, Аменхотепа III. Его матерью была Тия. Уникальным в ней было то, что она не была королевской особой, поскольку короли редко вступали в брак с представителями не королевской семьи.





Эхнатон женился на Нефертити египтянке, чье происхождение неизвестно, как и даты её рождения и смерти. Известняковая статуэтка юных Нефертити и Эхнатона (1345 год до нашей эры) в Лувре



Он был отцом Тутанхамона, одного из самых известных древнеегипетских царей.



Не менее загадочным был внешний облик, строение тела самого Эхнатона. Он был совершенно уникальным явлением в истории Древнего Египта. Даже телесно - он был уродом. Полный набор странностей. Необычная форма головы, удлинённый череп, длинная шея, глубоко посаженные глаза, широкие бёдра, длинные пальцы,





коленные суставы, которые могли выворачиваться назад, большой живот, какой бывает только у беременных, и грудь как у женщины. Это было, по меньшей мере, странным, так как все остальные фараоны изображались сильными, величественными фигурами. В отличие от них, Эхнатон казался слабым существом с несоразмерно вытянутой головой.







Интересно, что и Нефертити, и Эхнатон, и их дочери изображены с длинными черепами.







Дочери фараона Эхнатона и царицы Нефертити, принцессы Нефернефрура и Нефернефруатон-ташерит будто бы растворяются друг в друге, как два сплетённых цветка, их родство и любовь отражается в глазах, осязании, вкусе, слухе и обонянии. Дочери Эхнатона. Фрагмент росписи из дворца в Эль-Амарне.



Незаконченный скульптурный портрет амарнской принцессы, выполненный гениальным мастером из «солнечного камня», искрится, исполненный радостью чудесного мгновения бытия.



Подбородок принцессы царственно поднят, лицо устремлено навстречу божественному свету, свету Атона, наполняющего удивительной жизнью мироздание. Чувственные губы её чуть приоткрыты, кажется, она пьёт сладостное дыхание жизни. Удлинённые полости для инкрустации глаз и бровей будто мерцают - увлекают в таинственную глубину небес египетской ночи. Утончённые черты лика дополняет удлинённый свод головы царской дочери, наделяя её неземной облик загадочным, невыразимым очарованием. Кажется это священный Змей Мехен, защитник солнечного божества, рассёк золотой спиралью предвечную тьму и прикоснулся к затылку принцессы – изваял её прекрасные черты.



Все их физические следы исчезли, и ничего не известно об их смерти. Их предполагаемые могилы были обнаружены в 1890-х годах, но они были пусты - как будто они никогда не использовались. Эхнатон единственный фараон XVIII династии, чья мумия не была найдена, и после их смерти и исчезновения - и Нефертити и Эхнатон никогда больше не упоминались ни в каких исторических записях.



Другие спорные аспекты, касающиеся Эхнатона и Нефертити, озадачивают археологов, наиболее важным из которых является связь Эхнатона с Моисеем. Согласно египетскому историку Птолемею и первосвященнику Гелиополиса Манефону, который написал Историю Египта примерно в III веке до н.э, есть упоминания о том, что Моисей и Эхнатон жили в тот же период, что противоречит христианскому и еврейскому убеждениям. Манефон записал подробности о Моисее и Исходе, поместив событие именно в период правления Эхнатона. Мало того, но он утверждает, что Моисей (чье имя было Осарсиф в честь бога Осириса) получил большую часть своего образования при Эхнатоне и помог основать новую монотеистическую религию Атона. Исходя из описания Манефона и с учётом того, как исчез Эхнатон, есть точка зрения, которая предполагает, что Моисей и был Эхнатоном.



Многие считают Эхнатона одним из величайших и влиятельнейших религиозных реформаторов. Он первым в мире принял единобожие. Шутка ли – первый монотеист за всю историю Земли; предтеча Авраама, Исаака, Иакова и Мухаммеда – пророков, которые поклонялись одному Богу. Это первая в истории попытка ввести монотеистическую государственную религию. Одни исследователи считают его предтечей Иисуса Христа, другие - законченным психом. За религиозные реформы Эхнатона прозвали еретиком. Атон. Также известен как бог солнца. Его символ, золотой диск, фараон сделал объектом поклонения для всего народа. Он задался целью уничтожить политеистическую религию, покончить с традиционными богами, которым египтяне молились тысячи лет, и создать принципиально новую веру, названную им «атенизм».



Он начал осуществлять свой невероятный, немыслимый проект вскоре после прихода к власти, а на пятом году правления принял имя Эхнатон, что означает «Угодный Атону». Этот шаг стал предвестником будущих проблем. Переломный момент наступил, когда на девятом году он практически упразднил всех старых богов. Это была великая революция, тотальная реорганизация всего общественного уклада. Эхнатон смахнул с доски такие фигуры, как Анубис, бог с головой шакала,





Осирис, владыка подземного мира,



Амон, главное божество.





В народе принудительно насаждалась единственно верная государственная религия, атенизм. Тем временем Эхнатон и царская свита покинули столицу, Фивы, и основали новый город под названием Ахетатон, что переводится как «горизонт Атона», также известный как Амарна. Город был необычным, с огромными зданиями и храмами, дворцами и садами, и использовался как центр нападения на старую египетскую религию и её последователей, что многих разозлило. Очевидно, что его революционные действия не были легко приняты духовенством и простыми египтянами, последователями Ра. Для такой традиционной культуры было трудно отвергнуть своих старых богов, и духовенство, обладающее большой властью, не допустило бы чего-то подобного.







Пока безумный фараон развлекался в личном раю, поклоняясь своему богу, как хиппи, пропитавшийся духом нью-эйджа, в стране наступила полная разруха. Ему изначально было чихать на то, что будет с экономикой, с государственной безопасностью и с народом. И всё покатилось в пропасть. Он бросил Египет на колени. Можно представить, сколько народу точило на Эхнатона зуб. Храмы играли громадную роль в экономической и общественной жизни страны, а он их разрушил. При этом уровень государственной цензуры вполне можно сравнить с довоенной Германией, где нацисты развлекались сожжением книг. Эхнатон приказал уничтожить громадные запасы сокровищ, накопленные культами старых богов. Запрещено было всё, что имело хоть какое-то отношение к политеистическому укладу, от громадной статуи до мельчайшего амулета. Золото шло в переплавку, из него делали символы Атона. Закрывались храмы, страдали целые профессии. Ремесленники, каменщики, резчики по камню лишились права заниматься делом жизни. Верховные жрецы тоже остались у разбитого корыта. Короче, безумным фараоном были недовольны практически все. Он считался смутьяном. Хуже того, еретиком.



Вокруг царит хаос. Все считают фараона законченным психом. Своей культурной революцией и маразматичным культом солнца он угрожает самому выживанию государства. Уничтожает великолепные сокровища, уже в то время не имеющие цены. Никаких подвижек к лучшему не предвидится. Шли годы. И в один прекрасный день донеслись новости: Эхнатон умер, возможно убит, старый порядок восстановлен, реформы Эхнатона и само его имя втоптаны в грязь, а его наследник, Тутанхамон, возродил прежнюю религию с Амоном во главе пантеона.





Но кем бы (или чем) ни был Эхнатон, в первую очередь он прославился легендарной попыткой заменить государственную религию Древнего Египта собственным изобретением, так называемым культом Атона. Фараон-еретик, он показал Египту совершенно иную религиозную жизнь, в которой не было места многобожию: «Существует только один Бог, и он – мой отец. Я могу прийти к нему и днём и ночью». Это первая монотеистическая религия в истории, и, преуспей Эхнатон в её утверждении, он бы навсегда изменил лик своей родины. К несчастью для него, религиозный переворот закончился плачевно. Сразу после его смерти Египет вернулся к политеизму. Были приложены громадные усилия к тому, чтобы стереть все следы презренного еретика и сделать вид, что его вообще не существовало. Став фараоном, Эхнатон приказал уничтожить все изображения предыдущих богов. Он разрешил лишь один символ – изображение круга с солнечной змеёй и множеством устремлённых вниз лучей с кистями человеческих рук на концах.









Бог Атон или «Солнечный диск», как его ещё называли в древних текстах, также упоминается в сказании Синухе – древнеегипетском рассказе, действие которого происходит во времена XII династии. Умерший царь в этом произведении вознёсся на небеса и, соединившись с солнечным диском, стал таким же божеством, как и его создатель. По аналогии, термин «серебряный Атон» иногда использовался как синоним Луны. Во времена правления Аменхотепа III солнечный Атон изображался как человек с головой сокола, увенчанной солнечным кругом, и был очень похож на Ра.



Возможно, Эхнатон был политиком и фараоном, а не праздным мечтателем, который не заботился о своей империи. Атонизм был кульминацией мысли четырёх поколений и был не поклонением солнцу, а скорее пониманием божественной вселенской энергии, силы, бога - называйте это как хотите – но оно лучше всего изображалось в виде лучей солнечного света. Понимание, которое не будет неуместным и в современном мире. В конце концов, о том времени известно очень мало: учёные даже не могут прийти к согласию по поводу точного времени правления Эхнатона. Каждый год происходят новые потрясающие открытия, и кто знает, какие ещё секреты откроются в песках в будущем?





P.S.
Горизонт событий чёрной дыры является границей мироздания - непроницаемой поверхностью, полностью охватывающей внутренность пространства. Согласно квантовой теории эти загадочные космические объекты могут быть невероятно сложными и концентрировать огромное количество информации на своей поверхности. Учёные описали горизонт событий чёрной дыры, как голограмму с двумя измерениями, на которой может быть закодирована вся информация Вселенной. Объекты универсума - вещество и излучение - следует рассматривать как носителей абстрактной и фундаментальной сущности: информации.

Фото GIF


Мы живём во Вселенной, в которой всё отражается во всём и всё содержится во всём. Есть веская причина полагать, что вся информация мироздания, все его события, включая прошлое, настоящие и будущее, действительно находится на горизонте, разделяющем мир реальный и мир мнимый. Таким образом, у истока Вселенной горизонт событий точки, в которой плотность и кривизна бесконечны, разделяет реальность надвое – на мир света и мир абсолютной тьмы. Всякое начало на этой границе разделяется абсолютно одновременно надвое, будучи единым. Но что произойдёт с объектом, попавшим внутрь чёрной дыры? Пролетит ли он сквозь горизонт событий целым и невредимым благодаря реальности, которая удивительным образом зависит от наблюдателя, или он превратится в звёздную пыль? Когда объект достигает сингулярности в центре дыры, квантовые и гравитационные эффекты становятся так сильны, что Стандартная модель и Общая теория относительности перестают работать. Что происходит в этот момент с объектом - одна из самых больших загадок современной физики.



Вернер Гейзенберг, один из создателей квантовой механики, лауреат Нобелевской премии по физике, утверждал: «законы природы, математически формулируемые в квантовой теории, говорят уже не об элементарных частицах самих по себе, а о нашем познании элементарных частиц». Физика перестаёт быть только физикой, в познании бесконечности она одухотворяется философией. Эта бесконечность, которую Павел Флоренский представлял как понятие ни идеальное, ни материальное, но как живое и чувственно воспринимаемое. Уходя в мир мнимых величин - на обратную сторону реальности, за границу, очерченную скоростью света, объём тела исчезает, оно превращается в идею, без которой материя не мыслится, как и не мыслится идея без материи. Философия утверждает неразличимое тождество идеи и материи. Их одновременное присутствие у истока бесконечности является абсолютным требованием диалектики. В сакральной культуре Древнего Египта эту идею хранит магическая сила рода – концепция зеркального двойника Ка. Единство материи и идеи на границе реальности воплощает окрылённая сущность Ба. «Восходя к Свету», концепции Ка и Ба объединяются в единую сияющею сущность бессмертных звёзд, воссиявших на небесах человеческого духа…



«В игольчатых чумных бокалах мы пьём наважденье причин,
Касаемся крючьями малых, как лёгкая смерть, величин.
И там, где сцепились бирюльки, ребёнок молчанье хранит,
Большая вселенная в люльке у маленькой вечности спит».
                                                                Осип Мандельштам



Ещё об этой загадочной чете – Услада сердца фараона

Использованы материалы из книги «Сокровище еретика» Скотт Мариани. Все изображения взяты из открытых источников Яндекс картинки и принадлежат их авторам.
Tags: религия, фараоны
Subscribe

  • Неразумное в погоне за несъедобным Часть 2

    Мистер Порядок бежит – только пятки сверкают, Но старая матушка Хаос его обгоняет Иллюминатус! Окончание Начало: You've come to take…

  • You've come to take control Часть 1

    Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если долго смотреть в бездну, бездна начинает…

  • Треугольны ли круглые квадраты?

    Пока кровь течёт из благословенной раны Христа и Святая Дева сжимает девственную грудь, молоко и кровь струятся, смешиваются и становятся фонтаном…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments