Мои путешествия (krisandr) wrote,
Мои путешествия
krisandr

Category:

Сан-Хуан-Чамула.

Разорвался однажды, Бог знает когда,
Этот мир на какие-то там континенты.
Междуречья, дворцы, семена, города ...
Мы стоим и молчим в ожиданье момента.

Когда небо внезапно опять полыхнет
(Сколько ты ни смотри, не привыкнешь, ей-богу)
Когда, словно ступивши на тоненький лед,
Этот мир рухнет в бездну ... туда и дорога?
                         Д. Адамидов.



Индейцы майя. Сейчас только и разговоров, что об их предсказании. Побывать в стране, где жили эти загадочные люди, было моей давнишней мечтой. Как оказалось, майя – это союз этнических групп, в который входило более 20 культур. Жили они на юге Мексики. У каждого этноса был свой язык, национальный костюм и обычаи. Когда Кортес захватил страну, он сказал: « На юге живут майя». С тех пор стерлась индивидуальность майянских культур. «Союза избранных», как они себя называли, уже не существует. Мне казалось, что про майя я знаю все, так как очень много читала и фантастики и фактов, порой, противоречивых. Это подогревало желание еще больше побывать в их среде. Про машину времени я тоже читала, но никогда не думала, что перенесусь когда - нибудь на сотни лет назад.
Итак, по порядку о моем потрясении. Когда нам сказали, что мы из высокогорного (2300м над уровнем моря) Сан-Кристобаля, куда мы пилили 5 часов по крутому серпантину гор, поедем еще км 10 еще выше в горы, никто даже не догадывался, что нас ожидает через 10 км горной дороги над пропастью.







Там расположилась индейская деревня Сан-Хуан-Чамула. Население принадлежит к этнической группе цоцилей. Говорят они на своем языке, носят национальную одежду, живут по своим законам. У них есть школа, преподают историю и, в частности, историю их городка. Вот что отвечают цоцили – школьники на уроке по родному краю. « Давно-давно, когда все люди жили вместе, святой Иоанн сказал, что идет искать Новые Земли. Всех желающих взял с собой. Шли они долго по высоким горам, по бездорожью, среди диких зверей джунглей. И когда у них кончились силы, они увидели долину, а посередине ее красивое озеро. Иоанн сказал: «Здесь мы будем жить». Спустились они к озеру. Вдруг из воды показалось огромное чудовище и сказало: «Это мое озеро». Тогда Иоанн стал просить и умолять чудовище, чтобы оно разрешило им остаться хотя бы на ночь. Зверюга с силой воткнул свой посох в озеро, о оно исчезло. Пропало и само чудовище. Иоанн сказал: «Построим здесь церковь». Но сил ни у кого не было, чтобы таскать камни для строительства. Тогда Иоанн сказал: «Камни, идите сами…» И в середине долины появилась церковь. Это реальный урок истории деревни.
Если смотреть вниз на долину можно увидеть весь Сан - Хуан - Чамула. Чамула на языке цоцилей - высохшее озеро.
По виду деревня ничем не отличается от любой другой.









Но живут они по своим законам. Во – первых, к ним нельзя приехать просто так. Надо заранее рассказать, сколько человек, зачем? Заплатить деньги за вход в церковь, и в деревне нельзя фотографировать! Общий план можно, но не лица людей. За это предусмотрено наказание в виде лишения свободы в местной тюрьме. Один парень из Канады повесил камеру на шею и включил ее. Провел в тюрьме 6 месяцев. Приезжали из посольства, но ничего не помогло. Девушка из Италии просидела 2 месяца. В общем, случаи не редкость.
Идя на главную базарную площадь поселка, к знаменитой церкви, проходишь мимо старой заброшенной. Пожар уничтожил всю внутреннюю часть в 19 веке. Здание без крыши соседствует с городским кладбищем, где похоронены жители Сан Хуана. На могилах ничего, кроме простых деревянных крестов, иногда надгробный камень в виде булыжника.



Но приехали мы в деревню в День Мервых Детей. Это грандиозный праздник в Мексике. 1 ноября мы были на празднике Мертвых в Сан-Кристобале, а сегодня 2 ноября – всем жителям надо идти на кладбище с желтыми цветами. И кладбище не было так пустынно.









Вся деревня была в трех местах: в церкви, на базаре, на кладбище.
Сопровождающий нашу группу, прежде, чем войти в церковь, сначала идет к членам руководящего совета. Они контролируют церковь. Пост они занимают в течение года, а затем 31 декабря передают новым выбранным представителям.



Мужчины носят козью накидку. Белую носят штатные милиционеры, а черную – тот, кто по очереди работает в охране деревни.



К церкви выстроилась мужская очередь, чтобы звонить в колокол. Ведь сегодня большой праздник.





Побеленная известкой и декорированная красочными рельефами ярко синего и зеленого цвета церковь в центре впечатляет масштабностью. Стилизованные цветы и геометрические узоры окружают большие деревянные двери.





Крест со словами «Иоанн Креститель» на крыше здания благословляет верующих, входящих в церковь



Надпись о дате появления церкви – тоже вымысел, как и сказка о появлении самого города




На площади рынок, где жители продают фрукты, овощи, тамалес – кукурузные лепешки, тортильяс с различными начинками, обернутые кукурузными или банановыми листьями, сувениры, и обязательно вышитую узорами одежду, которые местные женщины ткут, еще с тех пор, как зародился мир майя. Между собой местное население общается на цоцильском языке.
Регулярно они спускаются в Сан – Кристобаль, чтобы продать свою продукцию.













Детей носят вот в таких мешках за спиной.





Все было бы ничего, пока не зашли в церковь! Лично я потерялась не только во времени, но и в пространстве. То, что мы видели в церкви, самое необычное из всего увиденного. Обстановка внутри напоминает мистический фильм ужасов: в полумраке на полу сидят индейцы, горят сотни свечей (тоже на полу). У входа на каких-то местных балалайках бренчат музыканты. В церкви нет скамеек и священников. Зато есть куры, которых приносят в жертву. При этом храм считается католическим.
Пол в полутемной церкви покрыт слоем мягкого зеленого ельника. Представители разных семей сидят на полу и проводят собственные службы. Яблоку негде упасть. Пробираться приходится медленно, буквально наступая на людей. Все сидят в какой-то прострации и бормочут молитвы. Верующие возжигают свечи и ставят их прямо на кирпичный пол. Обычно около двадцати, разного размера и цвета, помещая их ряд за рядом перед святым. В основном свечи белого цвета указывают на то, что молящий просит здоровье и благополучие. Черные, желтые, золотистые, красные могут поведать о характере просьбы, о сути проблемы. Разноцветное мерцающее море света, постоянный ропот тихих молитв, царящий над святилищем, и реальность становится похожей на фантастическое видение. Внешний вид, странный культ - всё загадочно для западного сознания.
При входе в церковь, налево в ряд стоят статуи святых, на которых почти не обращают внимание. Это святые церкви Сан-Себастьян, пострадавшей при пожаре. Изваяния удалось спасти, но поскольку они «бездействовали», когда церковь горела, местное население решило наказать их. В течение многих десятилетий они стояли повернутые лицом к стене, без витрин. Мало того, им обрубили руки. Затем все же святые получили старые витрины и одежду, которая прикрыла увечье. Но никто не поклоняется беднягам.
Приглядевшись, понимаешь, что это не католические образы, а майяские боги. Среди католических святых почетное место занимает лишь Иоанн Креститель, по статусу он выше Иисуса Христа для жителей Чамулы.
В противоположном конце от входа шаман читает молитвы с местными мужчинами. Одеты они одинаково, нельзя понять, где шаман. Здесь же проводят обряд жертвоприношения. Для этого употребляют цыплят. Они надеются, что это поможет исцелить. Обычно для мужчины используют петуха, для женщины, соответственно, курицу. Весьма существенен цвет птицы: белый, чтобы помочь при обычных недугах, а вот черный, это сложнее; все, что связано с колдовством, порчей, сверхъестественным вмешательством. Цоцили верят, что хворь перейдет к птице, и когда ей скручивают шею, то заболевание обезвреживают.
Белая птица некоторое время остаётся лежать как дар святым, но затем её забирает семья, совершавшая жертвоприношение и съедает. Птицу черного цвета обязательно хоронят. В некоторых случаях птицу оставляют живой, но непременно по истечении срока, отведенного шаманом, она погибнет. Местные знахари, курандерос водят яйцом по телу больного, затем раскалывают его в чашку и подвергают разбору природу болезни. Верования жителей Чамулы – гремучая смесь из космогонических представлений майя, начала христианской религии, как её поняли и адаптировали под здешние представления.
21 декабря 2012 года, согласно пророчествам майя, закончится Пятое Солнце, эпоха, когда произойдет движение Земли в сторону Венеры, важной планеты в космогонии майя, а выживут только самые сильные души.
С чувством облегчения я уезжала из деревни, понимая, что мы там лишние. Мы мешаем им. В силу каких-то причин они терпели нас.













Subscribe

  • Эмбрион глобализма

    Если корова вышла на рельсы, а навстречу ей двигается поезд, то ему всё равно, знает корова о нём, или нет. Мистификация 2012 года - что в…

  • Да поможет нам Бык!

    Не сказал бы, чтоб я в этот город влюблён. Я скорее подавлен им, даже унижен. Я бы, может, был счастлив в Москве иль Париже, Только я уже в нём, а во…

  • Solvet seclum

    Ты смолкнешь, тёмный гул, о голос бытия! Кощунства, чёрные, как стая воронья, Стенанья ужаса, и бешенства, и мщенья, тысячеустый вопль извечного…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments