Мои путешествия (krisandr) wrote,
Мои путешествия
krisandr

Categories:

Чичен-Ица.

Там вечность вечная.
Не «масляное масло».
Полунамеком след былых богов.
И каменные купола стогов
На ниве смерти,
Или жизни страстной.

Там солнце вечное.
Хотелось бы, чтоб – жизнь.
А впрочем, есть ли вечность на планете?
Ну, разве что – трагедия и ветер.
Трагичный ветер,
С вечностью сдружись.
                                 Скарлет.



Бог Кецалькоатль или Кукулькан, как называли его на Юкатане, по преданиям был многоплановой фигурой. У ацтеков был правитель по имени Кецалькоатль, но поначалу так называли и жрецов. Поскольку имеющиеся о Кецалькоатле-Кукулькане данные охватывают полтысячи лет, речь не могла идти об одном и том же лице. Первоначальный, так сказать, настоящий Кукулькан был «небесным змеем», который «периодически приходит на землю». Он был тесно связан с Ицамна, верховным небесным богом майя, создателем письма и календаря. Он был владыкой небес, который «живет в облаках». Его изображали стариком, тело его было украшено символами планет и астрономическими знаками, он считался двуглавым драконом. Предания говорят, что он появился с неба, дал людям наставления во многих областях и улетел обратно туда, откуда появился. Тому есть неопровержимые доказательства.
Город Чичен-Ица был одним из важнейших центров майя на Юкатане. Даже его руины внушительны и благородны.
В центре культовых сооружений находится 30метровая ступенчатая пирамида, посвященная богу Кукулькану.





Она представляет собой гениальное отображение календаря, как символа летающего змея. Каждая грань пирамиды состоит из 9 размещенных друг над другом платформ. Посередине их соединяет лестница, поднимающаяся вверх. При взгляде снизу на лестницу не чувствуешь перспективы, кажется, что ширина ступеней внизу и наверху пирамиды одна и та же. Этот оптический обман, по-видимому, создан для усиления магического действия сооружения. В действительности лестница расширяется кверху таким образом, чтобы в точности компенсировать эффект перспективы.



Каждая из 4 лестниц имеет по 91 ступени. На верхней платформе еще 1 ступень ведет в храм, внутри которого стоят 2 колонны, изображающие пернатых змеев. Каждая ступень считается 1 днем, поэтому получается: 4 х 91 = 364+1, количество дней года. Пирамида настолько точно выставлена по сторонам света, что 21 марта, в день весеннего равноденствия и 21 сентября, в день осеннего равноденствия, можно наблюдать, как пернатый змей сползает по пирамиде и снова ползет вверх. Потрясающее представление разыгрывается следующим образом. Все 4 лестницы слегка отклоняются от стран света. 21 марта, примерно за 1,5 часа до заката, солнце светит на обращенную к западу грань пирамиды. Лучи и длинные тени змееподобно тянутся к северному фасаду пирамиды. Чем ниже опускается солнце, тем более захватывающим становится зрелище. По мере захода солнца сначала, благодаря уступам 9 платформ, на краю лестницы тень образует равнобедренные треугольники. Они символизируют 9 частей тела Кукулькана. Затем треугольники превращаются в волнистую ленту, которая по мере захода солнца, «ползет» по краю лестницы, чтобы на последней верхней ступени соединиться с могучей каменной змеиной головой бога.
21 сентября, на восходе солнца, на противоположном фасаде пирамиды можно любоваться спектаклем в обратной последовательности. Сначала кажется, что из света и тени оживает голова пернатого змея, затем темные, четко ограниченные солнечным светом линии тени, ползут по телу змея к верхней платформе. После короткой остановки в храме Кукулькана, волшебство, созданное тенями, пропадает. В сияющем солнечном свете пернатый змей исчезает во Вселенной. Эта иллюзия длится ровно 3 часа 22 минуты.













Все увиденное – демонстрация высшей математики на службе богов: Кукулькан спустился из космоса, пробыл некоторое время среди людей и вернулся на свою звездную родину. Пирамида Кукулькана, блестящая шутка гения, показывает, как астрономы, математики, архитекторы и жрецы увековечили в этом сооружении народные предания. Она доказывает, что непостижимые теоретические знания в сочетании с превосходным техническим ноу-хау были в наличие с самого начала, что они не были наработаны в эволюционном смысле. Под покровом этой ступенчатой пирамиды лежит вторая пирамида меньшего размера, относящаяся к более раннему периоду. Она тоже выверена по астрономическим закономерностям.
Можно ли вообще решить загадку этого сооружения? Ведь при строительстве малейшее угловое смещение не позволило бы достичь эффекта «ползущего змея». Значит, еще до начала работ должен был существовать четкий план, полностью исключавший отклонения. Тогда шапки долой перед народом каменного века, который был настолько продвинут в техническом отношении. Для истории народов майя время не имеет значения, как для самого Творца. Бесконечность мышления майя строители Чичен-Ицы воплотили в камне.
Если хлопать в ладоши, стоя вдали от пирамиды, сверху из нее слышен многократно усиленный звук.



Удивительные акустические свойства имела и площадка для игры в мяч.





О! Это вообще чудо, а не сооружение. Два человека, один из которых находился в Северном храме, а другой — в Южном, могли совершенно спокойно беседовать друг с другом, ничуть не напрягая голоса, хотя их разделяло расстояние в полторы сотни метров! Более того, никто другой, если только он не стоял рядом с беседующими, не мог услышать их разговор.
Как знать, предусмотрен ли был строителями заранее акустический эффект или, случайно его обнаружив, они довели до совершенства этот «каменный телефон»? Но как-то уж слишком много волшебных случайностей в этом городе, что само по себе уже никак не может быть случайностью!









Площадка для игры в мяч имеет довольно внушительные размеры. Это самая большая площадка и не только в Чичен-Ице, но и среди всех подобных площадок в городах майя. Длина её 135 м., а общая ширина - 70 м. Размеры игрового поля составляют 83 х 30 м
Традиция игры в мяч у древних майя предполагала комплект снаряжения, который состоял из «хомута» (он закреплялся на поясе игрока), наколенников, защитной обмотки на руках и под «хомутом», а также каменной биты, по форме напоминающей гирю.
Тяжелый (до 2 кг) каучуковый мяч размером с человеческую голову принимался на «хомут» или отбивался битой. Дотрагиваться до мяча игроки могли лишь бедрами, локтями и коленями. Бросать мяч рукой или ударять ступней категорически запрещалось. Попасть в кольцо было невероятно трудно, так как его диаметр был лишь на ничтожно малую величину больше диаметра мяча. Между тем, каждый неудачный удар, заканчивавшийся столкновением с кольцом, засчитывался как штрафное очко (кольцо имеет вид свернувшегося Пернатого змея).
Побеждала команда, которой удавалось, наконец, забить мяч, т.е. окончательный счёт всегда был 1:0. Закон священной игры требовал смерти капитана…. победившей команды! И обезглавливал его капитан отряда-лузера! Хотя многие историки утверждают обратное, да и логически это было бы правильно, если бы в жертву приносился слабый. Но! Майя приносили в жертву лучших, они не жалели детей, самых красивых молодых девушек, на дно сенота вместе с жертвами они отправляли золото и различные украшения. Получается, что нет ничего необычного, если в жертву приносились и лучшие игроки. У майя было очень почётно быть принесенным в жертву САМОМУ Богу Солнца, и многие старались быть лучшими и первыми ради того, чтобы отправиться на тот свет.



























«Караколь»- в переводе с испанского — «раковина улитки». Это грандиозное сооружение представляет собой высокую округлую башню, стоящую на двухступенчатой прямоугольной платформе. Спиральная лестница внутри башни выводит в верхнее помещение, из которого можно наблюдать за небом. Квадратные окна смотрят на точки восхода и захода Солнца в дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния.







Обитателями Чичен-Ицы были люди из племени ица. Именно они дали городу сегодняшнее название, что в переводе обозначает «Устье колодцев ицев».
Средоточием поклонения Кукулькану был Священный сенот – огромный колодец, давший название городу. Колодец соединен с культовой площадью при помощи аллеи. Устье колодца имеет овальную форму. Он был искусственно расширен и к воде вели ступеньки. Здесь проводились церемонии в честь бога воды и дождя, во время которых в колодец бросали девушек, а паломники со всей страны жертвовали ценные вещи, преимущественно золотые. Со дна колодца, кроме человеческих скелетов, было поднято столько сокровищ, которые сравнимы лишь с сокровищами могилы Тутанхамона. Некоторые предметы были сделаны из позолоченной меди или из медных сплавов, в том числе, из бронзы, что свидетельствует об искусстве металлургии, которого не знали майя. Но самой загадочной можно считать находку дисков из чистого олова- металла, который в природе не встречается в чистом виде. Его можно получить лишь при помощи сложного процесса восстановления из руды, месторождений которой в Месоамерике нет.











В этом Храме - бане девушек парили, мазали благовониями, а потом бросали в колодец.



Храм воинов с его колоннадой.



В основе Храма воинов лежит пирамида с основанием 40 м на 40 м, имеющая четыре уровня. Перед Храмом воинов находится площадка с четырьмя рядами колонн. Высота колонн достигает 3 м. Когда-то колонны поддерживали крышу. Не осталось ни следа и от крыши над святилищем, которое находится на верхней площадке Храма воинов. Лишь два стилизованных змея, выполненных в виде колонн и символизирующих Кукулькана, стерегут вход в святилище.
Здесь же находится Чак-Мооль, ставший своеобразным символом Чичен-Ицы.










































Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Рай для Робинзонов

    Говорят, что где-то есть острова, где растёт на берегу трын-трава. И от хворости, и от подлости и от горести, и от гордости. Вот какие есть на свете…

  • Наполеон Востока. Часть 2

    Истинный царь над страною не араб и не белый, а тот, Кто с сохою или с бороною чёрных буйволов в поле ведёт. Хоть ютится он в доме из ила, умирает,…

  • Наполеон Востока. Часть 1

    На прохладных открытых террасах чешут женщины золото кос, Угощают подруг темноглазых имбирём и вареньем из роз. Шейхи молятся, строги и хмуры, и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments