Мои путешествия (krisandr) wrote,
Мои путешествия
krisandr

Categories:

Руан.

И я вошла, и я сказала: — Здравствуй!
Пора, король, во Францию, домой!
И я опять веду тебя на царство,
И ты опять обманешь, Карл Седьмой!
Не ждите, принц, скупой и невеселый,
Бескровный принц, не распрямивший плеч,
Чтоб Иоанна разлюбила — голос,
Чтоб Иоанна разлюбила — меч.
И был Руан, в Руане — Старый рынок…
- Все будет вновь: последний взор коня,
И первый треск невинных хворостинок,
И первый всплеск соснового огня.
А за плечом — товарищ мой крылатый
Опять шепнет: — Терпение, сестра! -
Когда сверкнут серебряные латы
Сосновой кровью моего костра.
                        4 декабря 1917  Марина Цветаева



Пауло Коэлья посредством «Алхимика» вселил в меня уверенность, что, если чего – то очень захотеть, то вся Вселенная будет способствовать этому. Благодаря этой вере, я побывала во многих местах мира, начиная с египетских пирамид. Но я не думала, что когда - нибудь окажусь в городе «неторопливого» времени. Рим, Париж, Барселона, Венеция, конечно, были в моих планах. Но жизнь – это такое короткое мгновение, что малюсенький город Руан не был в этом списке. Как же я благодарна Господу и Коэлья, что мне было дано такое счастье – оказаться в особом вневременном мире.
В средневековой Европе этот город процветал, так как находится он на берегу Сены.
Основанный римлянами в античную эпоху, в 876г. был завоеван норманнами и долгое время был столицей Нормандского герцогства. После перехода к французам в 1204г, Руан оставался одним из самых благополучных городов Франции. Также он служил религиозной столицей северной Франции, ибо единственный в этих краях обладал собственным архиепископом.
Река Сена делит город на две части: Рив Гош (левый берег) и Рив Друат (правый берег). Старый город находится на правом берегу. Это лабиринт узких улочек, фахверковых домиков, ставень, острых крыш и вазонов с цветами.



Руан знаменит своим собором Нотр-Дам. Крупнейший собор в стиле нормандской готики. Сказочный и воздушный, он возвышается среди узких улочек.











На фасаде собора расположены две башни.





Левая (если стоять лицом к собору) башня Сен-Ромен – самая старая часть фасада, построенная ещё в 12 веке (за исключением её последнего этажа и шпиля, что бросается в глаза по разнице в цвете). Есть гипотеза, что первоначально она стояла изолированно от здания собора служила оборонительной башней.



А правая - в начале XVI в. Это поздняя готика со множеством мелких деталей и усложненной формой, называемой пламенеющей готикой. Эту башню называют еще масличной за желтый цвет. Есть и другое объяснение названию башни: сливочное масло было запрещено во время Великого поста, и те руанцы, которые не отказывались от масла, платили епископу во искупления этого греха. На эти средства и была построена башня.







Центральный шпиль построен позже всех в середине XIX в.









В романе «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго написал: «...Таков кафедральный собор в Руане, который был бы целиком готическим, если бы острие его центрального шпиля не уходило в эпоху Возрождения». Речь, видимо, шла о шпиле, сломавшемся при ударе молнии в 1822 году. Вообще, шпилям Руанского Нотр-Дама не везло больше всего – они неоднократно разрушались и заменялись новыми. Последний раз это произошло во второй половине 19 века, когда над собором взметнулся чугунный шпиль. Его строительство шло очень долго, чему способствовали финансовые проблемы и многочисленные возмущения знаменитых и уважаемых людей. В частности, Гюстав Флобер назвал её «экстравагантным творением жестянщика», археолог и историк Дидрон - «чудовищным соединением железа с камнем», нормандский писатель Эжен Ноель – «железной дорогой к небу».
Сегодня шпиль собора является самой высокой чугунной башней в мире, благодаря которой сам Нотр-Дам занимает 4-е место в списке самых высоких церквей (151 м)











Эта фотография родилась от беспомощности вместить в мою «мыльницу» весь собор.



Только на этом месте, прижавшись к дому, самому удаленному от собора на площади, начинаешь понимать «историю любви» французского художника- импрессиониста Клода Моне и… Руанского собора.
В конце 19 века К. Моне, живший недалеко от Руана, начал писать одну из самых известных в мире серий картин. На каждой из них было изображено только одно – главный фасад Руанского Нотр-Дама. Все картины писались с одной точки – разным были только погода и освещение. Это отражено в названиях картин: «Собор в полдень», Собор в солнечном свете», «Собор в сумерках», «Собор в тумане», «Собор в пасмурную погоду» - всего около 50 картин.











После того как, несмотря на усилия друга художника Жоржа Клемансо, ставшего впоследствии премьер-министром Франции, государство отказалось от покупки всей серии, картины были распроданы поодиночке и разошлись по разным странам. Часть из них можно увидеть в Париже: в Лувре и музее д`Орсе.
Обширная переписка Моне позволяет понять, как он пришел к мысли написать серию Соборов в последние два приезда в Руан ( в 1892 и 1893 годах). " Я получил возможность расположиться в пустой квартире напротив собора, но работа, которой я занялся, весьма трудоемка". - Написал он своей жене в феврале 1892 году.
А 3 апреля он пишет: " Ежедневно я добавляю и схватываю что-то такое, чего я еще не замечал... Как же нелегко, но дело продвигается: еще несколько таких же солнечных дней, и довольно большое количество моих картин будут спасены. Я сломан и больше не могу... ночь моя была полна кошмаров: собор валился мне на голову, он казался, то синим, то розовым, то желтым".
Больше тридцати полотен Соборов были закончены уже в мастерской, их мотив идентичен — это западный фасад сооружения. В Соборах меняется лишь угол зрения. Однако, внимание художника направлено на бесконечные ежеминутные вариации атмосферы и света на каменном фасаде.
" В двадцати полотнах, на которых изображены удачно выбранные различные эффекты, художник дает нам понять, что таких картин могло бы быть и пятьдесят, и сто и тысяча. Столько, сколько секунд подарила бы ему жизнь, если бы она была такой же долгой, как и жизнь этого каменного памятника, — писал Клемансо в длинной статье в Жюстис от 20 мая 1895 года, посвященной Моне... «Все чудо ощущений Моне в том, что он видит вибрацию камня и представляет ее нам... Я ничего не скажу о техничности красок.
При ближайшем рассмотрении Соборы Моне кажутся сотворенными каким-то разноцветным раствором, размазанном на полотне, словно в приступе бешенства. Все это дикое буйство соткано, несомненно, страстью, но и вместе с тем, знанием. Как же художнику удается на расстоянии нескольких сантиметров от холста, почувствовать одновременно точный и неуловимый эффект, который возможно оценить, лишь отступив от нее на некоторое расстояние? В этом и есть необъяснимое чудо радужной оболочки его глаза".
А еще на западном фасаде собора — большая пламенеющая роза, а в интерьере — витражи 13 века из знаменитого голубого кобальта, повествующие о Страстях Господних и Добром Самаритянине.
Русский поэт Максимилиан Волошин сумел понять и передать нам сложное очарование готики и воплотил в русском стихе опьянение мистикой католицизма:

"Гаснет день. В соборе все поблекло.
Дымный камень лиловат и сер.
И цветами отцветают стекла
В глубине готических пещер.
В них горит вечерний океан,
В них призыв далекого набата,
В них глухой, торжественный орган,
В них душа стоцветная распята.
Дымится кровь огнем багровым,
Рубины рдеют винных лоз,
Но я молюсь лучам лиловым,
Пронзившим сердце вечных Роз".

































В сокровищнице собора хранится свинцовый ковчег с сердцем известного английского короля, героя многочисленных книг и фильмов, Ричарда Львиное Сердце. Согласно своему завещанию, король был похоронен в трёх местах: тело - в аббатстве Фонтевро рядом со своим отцом, внутренности - в церкви (ныне разрушенной) замка Châlus Chabrol, а сердце – здесь, в Руане.
Также, в Руанском соборе находится могила Ролло – предка Ричарда и первого правителя Нормандии.











Так называемая лестница Книготорговцев.



У этих скульптур очень интересная история. Когда то они украшали фасад собора. Во время разгромов они пропали. В дальнейшем фигуры заменили. И не так давно фермер, при обработки своего участка, обнаружил их в земле. Кто - то спрятал их в незапамятные времена, и теперь они напоминают о самых сложных временах для собора.























Руан иногда называют фахверковой столицей Франции. Техника фахверка, заключается в доминировании деревянных балок в качестве опорных и несущих конструкций. Широко распространена во многих странах северной Европы.
На улицах Руана сохранились нормандские дома XIV века. Город был окружен дубовыми лесами, поэтому дома здесь строили из деревянных каркасов, которые потом закладывали камнем. Получившиеся стены обмазывали раствором и раскрашивали. Сейчас улицы Руана напоминают детскую акварель.

























Самая популярная в городе, улица Больших Часов, названа в честь башни со старинными часами, датируемыми XVI веком. Это первая пешеходная улица Франции.
Кстати, часы были сооружены в конце ещё 14 века. Их диск, сконструированный в 1527 году, показывает планету, соответствующую дню недели: Луну, Марс, Меркурий, Юпитер, Венеру, Сатурн и Солнце.













Ещё одним примером руанской пламенеющей готики является здание Дворца правосудия, в котором ранее заседал парламент Нормандии.











Именно здесь, в старой части города, Гюстав Флобер написал свой знаменитый роман «Госпожа Бовари».























В судьбе Руана есть событие, которое город рад был бы забыть, как страшный сон. 30 мая 1431 года по решению инквизиционного трибунала на костре в Руане погибла Жанна д’Арк.
Это было время, когда на значительной территории Франции правили бал англичане. Претендент на французский престол скрывался в тылу, а французская армия терпела поражение за поражением. Отважная девушка Жанна до сих пор остается загадкой для историков. Искренне поверив в свою миссию, она возглавила французскую армию и одерживала победу за победой. О ней сложили легенды, ее имя стало символом бесстрашия, чистоты и веры. Враги же боялись ее необъяснимой силы и объявили колдуньей.
Буврейский замок в Руане был возведен Филиппом II Августом в 1204 году. Сегодня от него осталась только одна башня с музеем Жанны д’Арк. В течение нескольких столетий замок служил и крепостью, и резиденцией короля, и тюрьмой для особо опасных преступников. После пленения в его подземельях была заточена Орлеанская дева. В это же время в замке размещался и английский королевский двор с десятилетним королем Генрихом VI. Девушку держали в клетке на цепи, ее денно и нощно сторожили пятеро английских солдат. Ни король Франции Карл VII, обязанный ей своей короной, ни архиепископ реймсский Ренье де Шартр не проявили к судьбе пленницы никакого интереса. Боготворимая французским народом, она пугала их. Инквизиторы обвинили Деву во всех смертных грехах и приговорили к казни. В тот день ей едва исполнилось 19 лет.
И вот уже почти 600 лет Руан пытается очиститься от чувства вины всеми возможными способами.
В центре площади Вьё-Марше после Второй мировой войны построен собор Святой Жанны д’Арк. Это большой современный архитектурный комплекс, включающий в себя, кроме собора, также крытый рынок (давший название площади). Крыша собора напоминает костёр, на котором в этом самом месте была казнена Жанна д'Арк. Одна из стен составлена из сохранившихся старинных витражей собора, стоявшего на этом месте и уничтоженного авиацией союзников во время высадки в Нормандии.











Римские развалины.







Под этой же крышей рынок.









Знаменитая фуа - гра.

















Совсем рядом со Старорыночной находится ещё одна старая площадь - Девственницы. Возможно, такое название пошло с тех времён, когда считалось, что Жанну д′Арк сожгли именно здесь. Она интересна тем, что, во-первых, представляет собой ещё один живописный уголок фахверка.



А во-вторых, зданием отеля Bourgtheroulde, возведённого в 16 веке в качестве особняка высокопоставленного лица при правительстве Нормандии.









Кроме Собора Нотр Дам в Руане есть много церквей, на которые нельзя не обратить внимание.








Subscribe

  • Рай для Робинзонов

    Говорят, что где-то есть острова, где растёт на берегу трын-трава. И от хворости, и от подлости и от горести, и от гордости. Вот какие есть на свете…

  • Наполеон Востока. Часть 2

    Истинный царь над страною не араб и не белый, а тот, Кто с сохою или с бороною чёрных буйволов в поле ведёт. Хоть ютится он в доме из ила, умирает,…

  • Наполеон Востока. Часть 1

    На прохладных открытых террасах чешут женщины золото кос, Угощают подруг темноглазых имбирём и вареньем из роз. Шейхи молятся, строги и хмуры, и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments