Мои путешествия (krisandr) wrote,
Мои путешествия
krisandr

Category:

Трольхауген

Когда рояль поёт загадочного Грига,
не только музыка, но света тайный звук
рождается движеньем чутких рук
в попытке удержать неповторимость мига.

Здесь красота в согласье с простотой,
а искренность - с таинственным молчаньем,
суровость севера - с пылающей мечтой,
и вечной страсти нежной звучанье.

Мечты, воспоминанья, явь и сон,
и луч любви - хрустальный голос Нины,
плач Ингрид, верной Сольвейг тихий стон,
заснеженной Норвегии картины.

И кажется - всё чудо бытия:
гармонию и древний хаос чувства,
безмерность сущего и мимолётность «Я»
вместило гения норвежского искусство.
                                        Джелал Кузнецов.

trollhaugen-71333_resize.jpg

Судьба Эдварда Грига не была легкой, но я уверена, что в момент его рождения 15 июня 1843 года в небе Бергена сияла счастливая звезда. Эдварду повезло трижды.
Во-первых, он родился в музыкальной семье. Мать, Гесине Хагеруп, была талантливой пианисткой, единственной женщиной, обучавшейся в то время в консерватории в Гамбурге. Конечно, она сразу разглядела в сыне музыкальную одаренность и начала учить мальчика музыке, когда Эдварду было всего пять лет. Отец, Александр Григ, был не только удачливым бизнесменом и британским консулом в Бергене, но еще и большим любителем музыки, поддерживал бергенское музыкальное общество «Гармония». Итак, зерно таланта мальчика упало в благодатную почву. Родись Эдвард в семье фермера, играл бы всю жизнь на дудочке коровам и овечкам, и Норвегия никогда бы не узнала, что у нее был великий композитор-романтик.
Вот папа и мама: Гесине Хагеруп Григ и Александр Григ.

28196_original.jpg

Кстати, фамилия Григ абсолютно не норвежская, в жилах композитора текла шотландская, датская и норвежская кровь. Прадед Эдварда эмигрировал в Норвегию из Шотландии. Он принадлежал к клану Мак-Грегоров, а король издал указ о смертной казни для всех членов этого клана, вот и пришлось прадеду изменить фамилию на Грег (впоследствии Григ) и отправиться на поиски покоя и воли в Берген. Именно от шотландского предка достались Эдварду огромные голубые глаза.
Во-вторых, Эдварду повезло при рождении еще и потому, что семья, в которой он появился на свет, была очень состоятельной. У родителей были средства, чтобы отправить сына учиться за границу, в Лейпциг. Обучаться музыке на серьезном уровне в Норвегии тогда было невозможно, только за границей. Очень и очень немногие норвежцы могли себе это позволить во второй половине 19 века. Григи смогли.
И в-третьих, если бы Эдвард был первым сыном в семье, ему пришлось бы наследовать отцовский бизнес и должность, заниматься торговлей сушеной треской и лобстерами, а музицировать только на семейных музыкальных вечерах. Но у него был старший брат Юн, тоже талантливый музыкант, отучившийся два года в Лейпцигской консерватории, но «изъятый» оттуда родителями, ибо именно он должен был принять на себя управление отцовским бизнесом. А младшенький Эдвард мог целиком посвятить себя музыке. В семье было еще три дочери, ни одна из сестер Григ так и не вышла замуж и не оставила потомства. У Юна было 13 детей, 9 из которых выжили, а их потомки и по сей день живут в Бергене и не только в нем.
Вот они-два брата Юн и Эдвард Григ. Юну 20 лет, Эдварду 17.

27692_original.jpg

Эдвард Григ большее время своей сознательной жизни, уже, будучи известным, не имел своего дома. Вместе с женой они много путешествовали, могли позволить себе дорогие отели. Его друг Франц Бейер купил себе дом и стал рассказывать, как же там великолепно и уговорил Грига купить землю поблизости. При этом он, будучи прекрасным юристом, составил потрясающий контракт, согласно которому, не могло быть продано ни пяди земли, прилегающей к территории Грига, без его согласия. А местные овцы не могли пастись вблизи его территории, чтобы своим блеяньем не отвлекать композитора от работы.

DSC00514_resize.jpg

1646_resize.jpeg

По старинной норвежской традиции виллу нужно было как-то назвать. Поначалу Григ хотел назвать ее «Кнауссен», то есть скала, но впоследствии согласился на предложение жены Нины, которая придумала название «Трольхауген», что значит «Холм троллей».
Площадь дома небольшая около 100 квадратных метров. На его строительство ушло 12,5 тысяч крон – это три хороших годовых дохода в то время. В качестве главного архитектора он нанимает своего троюродного брата Шака Булля. Архитектор делал все так, как хотел Григ, в том числе построил башенку, на которой поднимали флаг всегда, когда приезжали хозяева.

1650_resize.jpeg

Он был истинным патриотом. Строил дом, что называется, со скрипом. В своем дневнике он пишет: «Вышло издание романсов. Надеюсь, хватит денег, чтобы застеклить окна в подвале». Заезжают сюда Эдвард и Нина в 1882 году.
Одно из лучших творений Эдварда Грига-бергенская летняя резиденция Трольхауген.

img5.jpg

1648_resize.jpeg

На стелле легко угадывается профиль Грига.

403_resize.JPG

Вилла не похожа ни на один из домов в Норвегии, имеет свою собственную атмосферу, несмотря на скромность убранства и непритязательность интерьера. Кстати, если у Ибсена в доме были удобства, недоступные королю, то в доме Грига не было ни водопровода, ни электричества, ни телефона. Не из экономии, нет, а потому что хотелось тишины и уединения: электрические лампочки сильно жужжали, а телефон громко звонил. Да, и самые главные удобства были во дворе.

DSC07585_resize.JPG

30712_original_resize.jpg

Зато в доме были огромные окна и отличная акустика, на крыше маленькая терраса с садиком, а из окон открывается вид, описать который у меня не хватает слов.

1651_resize.jpeg

DSC07572_resize.JPG

DSC07573_resize.JPG

DSC07589_resize.JPG

DSC_2917_resize.jpg

Практически все интерьеры виллы «Трольхауген» — подлинные. В столовой висит одна из любимых картин Грига - «Играющие дети». Говорят, композитор любил подолгу рассматривать её, - возможно, вспоминая свою дочь Александру, умершую от менингита в возрасте тринадцати месяцев. Больше детей у Грига не было…

григ1.jpg

Необработанное дерево на стенах, кружевные шторы, герань на подоконниках. На стенах портреты. Фонарь и трость – непременные спутники Эдварда Грига. Чтобы добраться до города, надо было проехать несколько станций по железной дороге. Отправляясь туда, он оставлял фонарь у начальника станции, чтобы на обратном пути освещать себе дорогу, так как освещения не было.

1656_resize.jpeg

Эдвард и Нина приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Они росли в Бергене. Затем Нина вместе с матерью покидает Берген, и уезжают в Копенгаген. Мама Нины работала в копенгагенском театре, увлекалась Чеховым, русской литературой. Отсюда русское имя дочери.
Эдварду было всего 15 лет, когда он совершенно один отправился в консерваторию в Лейпциг. Выглядел он вот так.

31562_original_resize.jpg

Маленький, худенький, с наивными голубыми глазами и льняными кудрями мальчик из неизвестной в музыкальной среде страны, он поначалу не произвел никакого впечатления на преподавателей. Однако был чрезвычайно трудолюбив и, несомненно, талантлив и окончил консерваторию с отличными отметками.
После консерватории он возвращается в Копенгаген – в то время столицу. Там он встречает юную Нину, влюбляется без памяти, и на рождественском вечере встает на одно колено, дарит ей любовные сонеты и делает предложение. Союз этот не был встречен восторгами семьей. На свадьбе не присутствовал никто из родителей. Тем не менее, брак состоялся и во многом определил судьбу Эдварда Грига. Они считались модной парой. Часто говорили, что они похожи на двух маленьких троллей, которые живут на своем холме. Рост Эдварда был всего 152 см.
По окончании консерватории Григ поставил перед собой цель: развитие национальной музыкальной культуры, как бы пафосно это сейчас ни звучало. Задача была не из легких. В культурном плане Норвегия находилась на задворках Европы, вся скандинавская музыкальная и литературная жизнь была сосредоточена в Копенгагене и Стокгольме. Христиания (Осло) похвастаться подобным не могла. Юный новоиспеченный композитор мечтает о создании в Христиании музыкальной академии. Но не получает поддержки у местных музыкантов, и его проект проваливается. Обида осталась на всю жизнь.
Однако его композиторская карьера складывается весьма удачно. Концерт ля-минор, сочиненный в 1868 году, приносит Эдварду признание в музыкальных кругах, произведению дает высокую оценку Ференц Лист. За спиной Эдварда словно вырастают крылья. Он поверил в себя, теперь ему точно известно, что он-композитор, сочинитель, что это его стезя.
Эдварду 25 лет. Пришло признание, только что родилась дочь. Все хорошо.

31921_original_resize.jpg

Эта фотография сделана ранним утром 15 июня 1903 года на 60-летие Грига. Бьернсон первым приехал поздравить его. И это после ссоры, длившейся 16 лет. Григ намеренно стоит намного ближе к фотографу, дабы скрыть разницу в росте. На оригинале фотографии из-за угла дома выглядывали две женские фигуры: Нина Григ и Каролине Бьернсон. Но их заретушировали, чтобы две любопытные женщины не отвлекали внимание от двух великих мужчин.

27104_original_resize.jpg

На фото видно, как Григ поддерживает бортик плаща. Дело в том, что в 16 лет Григ переболел туберкулезом, у него отказало легкое, в результате было искривление плеч, а грудь слева впалая. Такая привычная поза скрывала его физиологический недостаток.
Все подарки Григ хранил независимо от того, кто их подарил. Здесь можно видеть обычный картонный листок, на котором написано по-русски: «Эдварду Григу. Рязанский музыкальный кружок», фотографию Оле Булла. О первой встрече с ним Григ написал: « Я подошел к нашему дому и увидел огромного черного коня, с которого слазил человек. Я знал, что должен приехать Оле Булл – это он и был. Каково же было мое разочарование, что мой сказочный кумир оказался простым человеком». Гость пожелал, чтобы Эдвард сыграл для него одно из своих произведений. После он позвал родителей Грига в соседнюю комнату. Вердикт был однозначен – Лейпциг, стать профессиональным композитором. Сам Оле Булл виртуозно играл на скрипке. В кармане у него все время был особый нюхательный порошок. Дамы от его игры даже теряли сознание, и самым симпатичным он оказывал помощь, приводил их в сознание.
Булл был знаком со многими великими людьми своего времени. Дружил с Ференцом Листом, послужил прототипом Пера Гюнта в драме Ибсена. Ханс Кристиан Андерсен сочинил «Эпизод из жизни Оле Булля», где изобразил скрипача кем-то вроде сказочного принца. Отдельное спасибо говорят норвежцы Буллю за то, что он открыл композиторский дар Эдварда Грига.
Имя Оле Булля не скажет ничего тому, кто не живет в Норвегии или не интересуется историей норвежской музыки. Может быть, еще профессиональные скрипачи имеют представление о своем коллеге. А между тем при жизни слава Оле Булля пересекла океан, достигла Америки, преодолела тысячекилометровые расстояния, поселилась в Москве и Санкт-Петербурге. Он был настоящим скрипачом-виртуозом, владел техникой знаменитого четырех составного соло, то есть мог играть сразу на всех четырех струнах разные мелодии. Кое-кто утверждал, что он даже превосходил в мастерстве самого Паганини. Булл был единственным, кто мог исполнить скрипичный дуэт Паганини в одиночестве.
Как это горько, что слава великого виртуоза и импровизатора умерла вместе с ним! Граммофонная запись была запатентована через 7 лет после смерти выдающегося бергенца, а значит, не существует ни одного осязаемого свидетельства его исполнительского гения. Как композитор Оле Булл написал около 70 произведений, из которых в нотной записи сохранилось только 10. Но не талант сочинителя являлся отражением его музыкальной сущности. К сожалению, мы с вами никогда не сможем услышать, как играл на скрипке неисправимый романтик, норвежский Паганини Оле Булл. Но Норвегия не забывает своих героев.

44953_original_resize.jpg

Но вернемся в дом Грига, каждый экспонат которого может увести тебя в другое пространство и время. На деревянной посуде, подаренной Григу, сделана надпись: «Троллю с холма от хандаргерской бабы».

BvgxaqqIIAAhm6e.jpg large_resize.jpg

Мебель выполнена в норвежском народном стиле. В центре стоит серебряный судок - прибор для специй, подаренный Григу на 60-летие деятелями культуры из Христиании.

1655_resize.jpeg

Эдвард и Нина после бракосочетания прожили несколько лет в Христиании. Жизнь была не сахар. Григ ничего не мог писать, так как много времени занимался преподаванием, чтобы хоть как то прокормить семью. Атмосфера в городе ему не нравилась. Норвежскую столицу он не любил. Когда ему вручали этот прибор, он не удержался от колкости: «странные эти люди из Христиании: то они меня любят, то ненавидят. Сегодня, похоже, любят».

a953d6e98dcf_resize.jpg

Центральное место в гостиной занимает рояль марки Steinway, подаренный в день серебряной свадьбы в 1892 году.

2201_resize.jpg

Это был праздник общегородского масштаба. Рояль был заказан в Германии и привезен сюда рано утром в день серебряной свадьбы и установлен, пока супруги спали на 2 этаже. Эдвард сразу нашел контакт с инструментом.

109015100_3578968_IMG_49231_Svetlana_Funtusova_resize.JPG

trollhaugen-88999_resize.jpg

00071ya4.jpg

3829_resize.jpg

Эдвард Григ был очень польщен множеством подарков в это утро. В порыве хорошего настроения он забрался на каменный стол во дворе и пригласил всех присутствующих на ужин. Первоначально планировался прием на 50 человек, в результате собралось около 200, но проблему решили. У соседа и друга Байера был телефон, они позвонили в отель «Норвегия» в центре Бергена. Оттуда привезли готовую еду и мебель. С погодой повезло, и столы были накрыты и дома, и на улице. Кроме известных деятелей культуры были и простые рыбаки с окрестных деревень, которые подплывали к Трольхауген на лодке, чтобы поздравить Эдварда и Нину Григ. В результате этих торжеств родилось произведение, которое называется «Свадьба в Трольхаугене», первоначально названное «Дарители».
Эдвард и Нина не жили здесь постоянно, они провели в доме всего две зимы. Скорее, это было их летней резиденцией, зимой было холодно и чаще они гастролировали. Нина была великолепной певицей, идеальной для исполнения романсов Эдварда Грига. Часто они играли в четыре руки. Рояль по заказу сделали ниже обычного из-за маленького роста Грига.

grieg og nina_resize.jpg

Когда они приезжали в дом, Эдвард играл на нем несколько часов, пока Нина и прислуга снимали чехлы с плюшевой мебели, открывали ставни, готовили обед.
Фотографии отца и матери.

200pxOleBu_1664249_3597665_resize.jpg

200pxGesin_7213429_3597589_resize.jpg

Первые уроки музыки Эдварду дала именно мама. Но он не любил музыкальную грамоту и предпочитал импровизировать. Его любимым занятием было извлекать связанные звуки двумя руками. В 10 лет он написал серьезное произведение самостоятельно, никто этому его не учил. Как - то раз на урок музыки он принес тетрадь со своими сочинениями. Учитель не поверил и наказал его. Он был единственным учеником в классе, кто знал имя Моцарта.
Григ был удачлив в своей музыкальной карьере, его произведения имели успех, он получил признание при жизни, очень много концертировал и как исполнитель собственных произведений, и как дирижер оркестра и хора. А самое главное-исполнилась его мечта, мировая музыкальная общественность узнала, что у Норвегии есть своя самобытная музыкальная культура. Ему удалось вплетать в свои произведения элементы норвежской народной музыки. Вслушайтесь повнимательнее и услышите звон хрустальной воды фьордов, грохот горных обвалов, рокот сурового Северного моря, незатейливые песни хозяек, созывающих коровок вечером домой и лихой топот парней на деревенских танцах.
Григ пишет много небольших лирических пьес, отсылает ноты в издательство «Петерс» в Лейпциге, а там его пьесы расходятся как горячие пирожки. Издатель поднимает флаг на крыше каждый раз, когда к нему приходят ноты свеженькой пьесы Грига, и все молоденькие девушки Лейпцига уже в курсе, что можно прибегать в магазин за нотами.
Нет нужды перечислять список произведений Эдварда Грига, но без двух сюит «Пер Гюнт» просто никуда. Хенрик Ибсен, который был в то время директором театра в Кристиании, пишет драму «Пер Гюнт» для постановки на сцене и обращается к Григу с просьбой написать музыку к спектаклю. Пьеса очень неоднозначная, Григ пытается услышать в ней музыку, но долго не может нащупать верные интонации, однако вдохновение приходит к нему, и в 1874 году на свет является, наверное, самое известное произведение композитора. Спектакль прошел с ошеломляющим успехом, во многом благодаря музыкальному сопровождению, а Григ собрал все музыкальные иллюстрации к спектаклю в две сюиты, которыми сейчас и наслаждается весь мир.
Григ играет, Ибсен слушает. Почтовая открытка 1905 г.

31076_original_resize.jpg

Диву даешься, читая список городов, в которых Григ давал концерты в течение одного сезона. Как он умудрялся это делать, передвигаясь только на лошадях? Как все успевал? У него было очень слабое здоровье, больное сердце, астма и гастрит. А он бывал способен дать столько концертов, сколько и не снилось нынешним звездулькам. И везде с полной отдачей, не позволяя себе послабления ни в чем.
У Грига было много недоброжелателей и завистников, говорили, что он пишет музыку для кофеен, что его музыка умрет вместе с ним, а слава его скоротечна. Однако имен его критиков мы не знаем, а светлые песни Грига по-прежнему звучат, и популярность его в мире только растет.
Большим достоинством Эдварда Грига было еще и то, что он очень трезво оценивал свое место в музыкальной иерархии, не метил в гении и не пытался прыгнуть выше головы. Сравнивая музыку с архитектурой, он говорил: «Бах и Бетховен строили дворцы и соборы. А я строю дома для обычных людей, но я хочу, чтобы в этих домах люди жили счастливо».
Умер Григ внезапно в возрасте 64 лет 4 сентября 1907 года.
За год до смерти.

32346_original_resize.jpg

Liten mann, men stor person. Маленький мужчина, но большая личность. Так говорят о Григе норвежцы. Сам же он писал: «Неважно, какой ты музыкант, важно какой ты человек. Все искусство произрастает из человечности». Ему удалось все: стать прекрасным композитором и остаться человеком.

4008484732_0ebcfdc24d_resize.jpg

Grieg-Brodsky_resize.jpg

Grieg-Grainger-1907_resize.jpg

00073q6w_resize.jpg

Нина пережила Эдварда значительно, умерла в 1935 году. Единственная фотография, где она со своим ребенком.

BvgxaZhIMAELsuL.jpg large_resize.jpg

a5cf1477c122_resize.jpg

Больше всего Эдварду нравился портрет молодой Нины кисти Эрика Вереншёлльда, созданный в 80 годы 19 столетия.

григ.jpg

Последняя фотография Нины была сделана за год до смерти. Нина была необычной для своего времени дамой: коротко стригла волосы, курила сигары и не любила заниматься домашним хозяйством. Но какой взгляд!

32942_original_resize.jpg

Лягушка была талисманом Эдварда. Он носил ее в кармане и все время гладил. А еще двух талисманов – тролля и корову он ставил на тумбочку и желал им спокойной ночи.

art_norway_16_01a_resize.jpg

Через 10 лет после постройки дома, была перестроена терраса, и над входом появилась мозаика с изображением розы.

3470684344_4847ef194f_resize.jpg

Foto-Troldhaugen-1_resize.jpg

DSC07577_resize.JPG

Дело в том, что Григ ни разу не подарил Нине ни одного цветочка. Компенсировать это он решил розой, которая никогда не завянет. Их брак нельзя было назвать идеальным. Нину он ценил больше, как интерпретатора и ценителя его творчества, но не как женщину. Был период, когда он пытался уйти от Нины, но не мог себе представить, кто будет так - же блестяще исполнять его произведения.
Это хижина композитора.

DSC07591_resize.JPG

DSC07592_resize.JPG

Она была построена в 1891 году, так как Григ жаловался, что ему все мешают работать. Первый сезон был не очень удачным. Григ заболевает ревматизмом, страдает постоянными простудами. В хижине появляется печка, и утепляются полы. Покидая дом в конце летнего сезона, Эдвард оставлял записку в хижине для грабителей: «Прошу оставить книги и инструменты. Они имеют ценность только для Эдварда Грига». Рядом с пианино стоит стул, на нем лежит книжка. Это сонаты Бетховена.

troldhaugen_komponisthytten2_resize.jpg

000744w2.jpg

Один из критиков заметил: «Как мог Григ не создать великие произведения, когда, по сути, он являлся передатчиком между великим снизу и божественным даром сверху».
Концертный зал появился здесь в середине 70 годов.

DSC07587_resize.JPG

20140814_152233_resize.jpg

DSC07612_resize.JPG

1649_resize.jpeg

Со сцены открывается естественный вид на фьорд.

1653_resize.jpeg

Это могила Эдварда и Нины Григ. За этой плитой урны с прахом. На плите надпись, стилизованная под руническое письмо: Эдвард и Нина Григ.

DSC07598_resize.JPG

DSC07599_resize.JPG

Григ был человеком с очень слабым здоровьем, гастроли отнимали немало сил. Современники удивлялись, как он умудрялся вести такой активный образ жизни. У него были проблемы с органами дыхания, жить в Бергене ему было противопоказано из-за сырого климата. Но Григ не мог жить в другом месте, все здесь его вдохновляло. Он страдал нервными расстройствами и бессонницей, проблемами с желудком. Умирает он, готовясь к поездке в Англию. Попав в больницу, умирает через три дня. Сиделка рассказала, что лежал он спокойно, вдруг сделал резкий вдох и поднялся, поклонился, как на концерте, лег и умер. Похороны Грига собрали около 40 тысяч человек. Это был общенациональный траур. Урну с его прахом поместили здесь в необычной могиле, созданную Шаком Буллем – автором проекта усадьбы.
Франц Байер – юрист, товарищ Грига, сосед, который предложил ему купить здесь участок, вспоминает: «Однажды мы причалили к берегу на лодке после рыбалки в этом месте. Разгружая улов, Григ посмотрел на закат, затем на эту скалу и сказал: «Я хотел бы отдыхать здесь вечно». Именно эта история стала причиной создания здесь столь необычной могилы с высеченными рунами именами Эдварда и Нины.

DSC07608_resize.JPG

DSC07610_resize.JPG

После смерти Грига, Нина еще несколько лет бывала здесь летом. Ее поддерживали друзья и коллеги. Молодые композиторы жили здесь постоянно и работали в музыкальной хижине. Но, когда начинается Первая Мировая война, материальное положение Нины становится не очень хорошим, поскольку свой основной доход она получала от изданий произведений Эдварда Грига, а издатели находились в Германии. Все связи были разрушены, и она решает продать Troldhaugen дальним родственникам Эдварда с условием, что при первой возможности здесь должен быть открыт музей. В 28 году музей был открыт. Были выкуплены оригинальные предметы, которые до этого были проданы на аукционах, привезена из Народного музея в Бюгдое Хижина Композитора, которая находилась там почти 10 лет. Нина Григ была на открытии музея и осталась довольна, что все воссоздано доподлинно. Второй раз она попадает сюда уже после смерти. 15 июня 1936 года в день рождения Эдварда Грига прах Нины из Копенгагена был привезен сюда и помещен вместе с прахом Эдварда Грига.
В желтой дождевой панамке норвежская королева Соня.

23925_original_resize.jpg

Это рисунок самого Грига.

Трольхауген-Рисунок-Грига_resize.jpg

У Константина Паустовского есть чудный рассказ об Эдварде Григе "Корзина с еловыми шишками". Если вы еще не читали, настоятельно рекомендую.

Ну, и подарок для тех, кто дочитал до конца.





А это для тех, кто не устал наслаждаться.




Tags: ЖЗЛ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Щепки в потоке

    Узнал учёного ответ. Что не по вас, – того и нет. Что не попало в ваши руки, Противно истинам науки. Чего учёный счесть не мог, То заблужденье…

  • Движение вперёд контролирует Вечность. Часть 2

    Никто из нас на целом свете не знает правды - почему Армагеддон в глазах планеты сегодня призрак наяву. Земля в процессе изменений на пьедестале…

  • Движение вперёд контролирует Вечность. Часть 1

    Земля - галера в лоне тьмы... Рабы, скорбя, гремят цепями... Те непокорные умы, собой прикованные сами, Армагеддон пройти должны! О, Благоогненный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments