Мои путешествия (krisandr) wrote,
Мои путешествия
krisandr

Categories:

Флом

В Норвегии много таких уголков –
Прекрасных, заманчивых, чистых.
И Флом проводить к водопадам готов,
Увидим Кьосфоссен искристый.

И Хюльдра пропела нам песню свою,
Ветвистая снова дорога
Спускается с гор в необычном краю,
Где мифов и троллей так много.
                                     Болгова Ирина.

120711671_resize.jpg

На мой взгляд, ВСЕ в Норвегии необычно. Готовясь к поездке, я выбирала маршрут по совету путешественников. Про железную дорогу Флом большинство говорили, что второй раз бы не поехали, фотографировать неудобно, тоннель за тоннелем, да и смотреть особенно нечего. Как хорошо, что я живу уже давно по правилам: если не нравятся туфли приятельнице, значит «хорошие туфли, нужно брать». Наверно, я не пропустила бы ТАКОЕ, если б знала больше об этой дороге, несмотря ни на какие советы, ибо « путешествия развивают ум, если, конечно, он у вас есть», как сказал Гилберт Честертон.

DSC07896_resize.JPG

DSC07898_resize.JPG

DSC07897_resize.JPG

А дорога эта является ЧУДОМ инженерной мысли и ПАМЯТНИКОМ человеческому труду. Началось все с того, что в 1907 году строят железную дорогу, которая связывает Берген и Осло. Дорога проходит недалеко от Фломской долины, которая уже тогда являлась важным туристическим центром. Туризм в Норвегии начинает развиваться с середины 19 столетия. Маленькие деревушки, к которым могли причалить корабли с богатыми англичанами, неплохо зарабатывали. В то время до небольшой деревушки Флом можно было добраться только по фьорду. Дорога через горы была возможна только в плане индивидуального путешествия с использованием вьючных животных. Тогда возникает идея построить ответвление, которое соединит железную дорогу Берген – Осло с Фломом. Инженерам пришлось серьезно поработать, разработать сложнейший план, а затем рабочие на протяжении 20 лет создавали дорогу, протяженностью 20 км, которая поднимается в горы на 863 метра.

120802377_resize.jpg

Это противоречит всем моим совковым представлением о возможности строительства такой железной дороги вообще. Вручную было создано 20 тоннелей, в одном из которых дорога разворачивается на 180 градусов. Каждый километр дорога поднимается на 40 метров (каждые 20 метров поднимается на 1 метр). Это даже представить себе немыслимо! Итак, открыта она в 1940 году, в 1947 – была полностью электрифицирована. Сегодня – это туристическая достопримечательность. Иногда местные жители пользуются ей, индивидуальные путешественники, а так же к составу периодически цепляют почтовый вагон.
Как же можно было не прикоснуться к такому чуду? К тому же, для меня во Фломе был подарок – бесплатный музей, а это большая редкость в Норвегии. Бесплатно я могла только пить воду из каждой лужи, водопадов и рек. В музее я была одна, и это позволило мне окунуться в другое временное пространство.

DSC07901_resize.JPG

DSC07903_resize.JPG

DSC07904_resize.JPG

120712606_resize.jpg

DSC07907_resize.JPG

DSC07908_resize.JPG

DSC07906_resize.jpg

DSC07909_resize.jpg

DSC07914_resize.JPG

DSC07915_resize.JPG

DSC07912_resize.JPG

DSC07916_resize.JPG

DSC07917_resize.JPG

DSC07918_resize.JPG

DSC07919_resize.JPG

DSC07920_resize.JPG

DSC07921_resize.JPG

DSC07922_resize.JPG

Садимся в поезд по маршруту: Флом- Мюрдал- Флом. Виды из окна, как всегда завораживают!

1024px-Вид_из_окна_вагона_поезда_resize.JPG

1024px-На_обратном_пути_во_Флом_resize.JPG

1024px-Вид_с_поезда_resize.JPG

821ea6bb4ee285e71ccd01613cf71fa1_resize.jpg

129f146afd7da5414a8d277ea3d20619_resize.jpg

DSC07924_resize.JPG

Встреча_поездов_resize.jpg

6b6d3e8000323cf160e574e80fe47cb5_resize.jpg

120711746_resize.jpg

Правее – старая дорога Ралларвеген, построенная в 1895-96гг. До строительства Фломской железной дороги она была единственным сухопутным путем из Бергена в район Флома.

33a4462f7948e5a611af32ebf3329334_resize.jpg

DSC07928_resize.JPG

Все норвежцы без исключения верят в троллей и скрытый народец. Каждый житель этой страны посоветует вам не увозить камешек домой в виде сувенира, так как он может «ожить» и превратиться в тролля. А хюльдры (скрытый, спрятанный) обитают в норвежских лесах, полях и лугах. Хюльдра - это девушка из скрытого народца, которая стремится выйти замуж за человека или, по крайней мере, с ним переспать. Обычно хюльдры невидимы для людей и показываются только своему избраннику. Бывает, что хюльдра ходит за мужчиной неделями, не оставляя его в покое нигде. Хюльдры обычно очень красивы, и противостоять их чарам нелегко. Впрочем, особо стойким юношам и преданным мужьям это удается. В таких случаях хюльдра может принять облик невесты или жены и все-таки добиться своего. От обычной девушки хюльдру отличает коровий хвост, который она прячет под юбкой. Хюльдры часто обращаются за помощью к людям. Тем, кто откликнулся, потом сопутствует удача. Но за обиду хюльдра может отомстить - так хлестнуть хвостом, что на лице останется отметина, или напророчить скорую смерть. Чтобы жениться на хюльдре, нужно лишить ее возможности вернуться в волшебный мир. Самый распространенный способ - перебросить через ее голову стальной предмет, чаще всего нож. Но окончательно хюльдра становится человеком только после крещения. Во время крещения или позже, во время венчания, у нее отваливается хвост. Жена - хюльдра приносит мужу сказочное богатство и удачу. В Норвегии немало потомков хюльдр. Многие рачительные хозяева рассказывали, что удача досталась им от прапрабабушки, которая, пока не вышла замуж за прапрадедушку, бегала по горам с хвостом.
Благодаря железной дороге, проложенной в самых невероятных условиях высокогорья, можно наслаждаться великолепием мощного водопада Кьосфоссен на высоте 669 метров над уровнем моря. Всего в трех милях крутых виражей находится станция Мюрдал, которая расположена на высоте 866 метров над уровнем моря, где даже летом кое-где лежит снег. Пройдя самый протяженный туннель Ноли, поезд останавливается около специальной смотровой площадки, откуда открывается потрясающий вид на это первозданное чудо природы.

1024px-Железная_дорога_на_повороте_resize.JPG

1024px-Вид_на_ущелье_resize.JPG

DSC07933_resize.JPG

DSC07929_resize.JPG

DSC07930_resize.jpg

DSC07942_resize.JPG

Необыкновенный, и наверно даже легендарный водопад Кьосфоссен расположился в городе Аурланд в западной части Норвегии. Отличительной его особенностью является не только живописный и потрясающий вид, но и тот факт, что водопад питает электричеством Фломскую железную дорогу. Прямо под водопадом электростанция.

120711928_resize.jpg

Огромнейшие потоки воды пенятся, бурлят, и вся эта мощь с невероятной силой обрушивается каскадами на лоснящиеся от бесконечных брызг воды черные отвесные скалы. Огибая небольшой холм, потоки воды, вновь соединившись в каскад, несутся вниз и как бы рассыпаясь, растворяются в красивейшем горном озере Рейнунга. Но здесь еще можно насладиться музыкой водопада. Все потому, что у этого водопада существует своя легенда. Полуразрушенный домик возле него свидетельствует о том, что здесь жила красивая девушка - хюльдра. Много женихов предлагали ей свое сердце, но она не хотела покидать свой дом. Не нашлось того храбреца, который бы согласился поселиться в этих диких местах. Водопад подарил девушке вечную молодость, старость ее совсем не тронула, поэтому она до сих пор приходит к водопаду, поет очень красивую песню и ждет свою судьбу. Если очень внимательно приглядеться, иногда в брызгах воды можно рассмотреть ту девушку с темными волосами и в красном платье.



Зрелище незабываемое - мощный ревущий водопад и фигурка девушки, танцующей на уступе скалы над бешеным пенным потоком в облаке водяной пыли! Умывшись леденящей водой, расправив волосы и помахав рукой, она исчезает и затем появляется в окне своего домика. От звуков этой мелодии и шума водопада душа и тело наполняются невероятной энергией и силой, появляется какая-то торжественность и неимоверное желание наслаждаться бесконечным этим зрелищем, сливаясь с природой, забыв о своих проблемах.

DSC_4703_resize



С таким позитивом прибываем в Мюрдал. От волшебной энергии водопада пустынная горная местность кажется местом с другой планеты.
Мюрдал – совсем небольшой населенный пункт, в котором в 2001 году жило всего 6 жителей. Сейчас их, судя по количеству домов, возможно и стало побольше, но совсем на чуть-чуть.

DSC07940_resize.JPG

120712649_resize.jpg

DSC07941_resize.JPG

DSC07938_resize.JPG

DSC07939_resize.JPG

DSC07937_resize.JPG

Спустившись во Флом, мы отправляемся ночевать в отель, который находится в живописном месте рядом с городком Лердаль на берегу фьорда. Но об этом потом. А сейчас я хочу рассказать о дороге к нему. Раньше я показывала виды из автобуса, а здесь нам пришлось ехать 24,5 км без права фотографировать. Это был Лердальский тоннель - автомобильный тоннель, соединяющий города Лердал и Эурланн, самый длинный тоннель в мире.

laerdal-tunnel_resize_resize.jpg

Строительство его обошлось в 120 млн. евро. Открыт 27 ноября 2000 года королём Норвегии Харальдом Пятым.
Такие природные условия в Норвегии как гористая местность, риски камнепадов, северный климат, множество фьордов создают трудности для надежного автосообщения. Кроме того, распространенный в этой стране паромный транспорт не всегда может обеспечить надежную круглогодичную связь. Поэтому в Норвегии в последние 20 лет в транспортном строительстве акцент делается на возведение мостов и прокладку тоннелей. Тоннель разделен на четыре секции с помощью специальных гротов. Эти гроты служат для разворота автомобилей, в том числе и автопоездов, и местом для остановки на отдых. Дизайнерское освещение гротов, а так же устройство трассы делают поездку по тоннелю не столь однообразной и «скучной», продолжительность поездки по тоннелю составляет около 20 минут.
В тоннеле применяется большое количество мер безопасности. Через каждые 250 метров вдоль трассы установлены аварийные телефоны, огнетушители расположены через каждые 125 метров, дополнительно к 3-м гротам сделаны еще 15 поворотных пунктов. В Лердальском тоннеле впервые в мире дополнительно к вентиляции воздуха используются сооружения по его очистке. Тоннель имеет среднюю проходимость около 1000 автомобилей в день, а также не является платным. Горы, сквозь которые проходит тоннель, достигают высоты 1600 метров. Поездка по тоннелю, благодаря продуманным мерам безопасности, не кажется скучной, однообразной, и не усыпляет водителей. Проходит полчаса - и глазам предстают после каменных шероховатых однотонных стен прекрасные пейзажи центральной Норвегии во всей их суровой красоте.

07.jpg

Laerdal-Aurland4_resize.jpg

1871597556bca4ca6a17e38e48c474d5_resize.jpg

Про тоннели в Норвегии хочется добавить еще вот что. Однажды во время дороги, как раз в тоннеле, наш гид объявил нам: «Сейчас мы находимся на глубине 33 метров, и уже поднимаемся…». Все испытали шок, когда узнали, где вообще мы ехали. Это был самый глубокий в мире Эйксуннский автотранспортный тоннель, сравнительно недавнее сооружение. Он строился почти 5 лет и был официально открыт в 2008 году.

Eiksundtunnelen01.jpg

Гидротехнический проект был разработан с учетом особенностей ландшафта с преобладанием твёрдых скальных пород. Поэтому инженерным решением было применение буровзрывного метода прохождения участков строительства с бетонным креплением тех мест, где существует риск просачивания воды.
В результате страна обрела достопримечательность, которая вызывает восхищение и даже зависть у нашего туриста. А для норвежцев – это ещё одно удобное и привычное средство автодорожной коммуникации между двумя городами. В этой скандинавской стране ни сложность рельефа, ни отдаленность и численность (скорее малочисленность) населенного пункта не является причиной не прокладывать или не поддерживать в надлежащем состоянии дороги.
Эйксуннский тоннель пролегает глубоко под землёй и толщей воды Стурь-фьорда (-287 м от уровня моря). Цифры, характеризующие другие параметры сооружения, также впечатляют: уклон составляет около 10%, 50 метров – минимальное расстояние до водяного потока и 500 метров – максимальная толщина твёрдой породы над тоннелем. Общее количество жителей соединённых тоннелем городов и населённых пунктов – 25 тысяч.

1-route-map_resize.jpg

Необходимость создания подземно-подводного пути заключалась в сокращении видов транспортных средств, использовавшихся ранее, чтобы добраться из одного пункта в другой, а также в обеспечении независимых от погоды возможностях перемещения на автомобиле, ведь некоторые дороги в Норвегии в зимнее время закрывается для проезда. Эйксуннский тоннель – это только часть автодорожного комплекса, включающего кроме того Эйксуннский мост (около 400 метров) и два менее протяженные тоннели – Хельгехорна и Моркеса (1160 и 430 метров соответственно).
Проезд по тоннелю, как и по многим дорогам Норвегии, платный. На всей протяженности автопутешественникам предоставляется весь комплекс услуг, которые делают поездку максимально комфортной. Езда по длинному тоннелю, в котором наблюдается некоторое оптическое искажение перспективы, требуют определённого навыка, чтобы, например, не забывать переключать скорость на подъёме или преодолеть возможный приступ тоннельного синдрома (что-то вроде клаустрофобии), особенно, если задумываться над цифрами, приведёнными выше.
Вот такие чудеса, на мой, конечно, взгляд, подарила мне эта страна. Я до сих пор не могу опомниться от Норвегии. Приехав в отель, я была ошеломлена отелем 3 звезды. Своим внешним видом он не привлекает взгляд.

DSC07956_resize.JPG

Но какие уютные чистые номера! Какой вид из окна!

DSC07946_resize.JPG

DSC07948_resize.JPG

DSC07971_resize.JPG

Сам отель внутри оформлен с любовью к истории своей страны.

DSC07952_resize.JPG

DSC07965_resize.JPG

DSC07966_resize.JPG

Гулять вокруг него хотелось до ночи.

DSC07953_resize.JPG

DSC07954_resize.JPG

DSC07972_resize.JPG

DSC07955_resize.JPG

DSC07973_resize.JPG

20140816_062911_resize.jpg

А ужин!!!

DSC07957_resize.JPG

DSC07958_resize.JPG

Надолго запомнится сегодняшний день и его чудеса.

Subscribe

  • Омут времени

    О, Дух великий, высший и вечный! В пространствах небесных и в недрах земных, В глубинах Вселенной сердец человеческих, и в мудрости Света познаний…

  • Доисторический мираж

    Снова Тень, и снова Дьявол, снова Тень, и снова боги, Снова тягость перекрёстков, и несчётные дороги. Будет, будет. Надоело. Есть же мера, наконец.…

  • Когда Боги смеются

    В старину, говорят, боги жили средь нас, не чинясь. Дали знания людям - ремёсла, науку, искусство - А всему научив, попрощались в полуденный час, И…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments