Мои путешествия (krisandr) wrote,
Мои путешествия
krisandr

Categories:

Метеоры

Затаите дыханье - начинается чудо:
На земле, и на небе, и в душе, и повсюду!
Затаите молчанье - начинается утро,
Словно первая встреча, или давняя будто.

Затаите страданье - начинается праздник,
Ради близких и милых, ради дальних и разных.
Начинается чудо - зарождение света,
Начинается счастье - и не нужно ответа.

И не нужно сомнений - это только минуты...
Начинается радость и кончаются смуты.
И приходит прозренье, - и не нужно вопросов,
Потому что - все ясно: быть счастливым - так просто...
                                                     иеромонах Симон - " Тихие песни уединения"

DSC09546_resize.JPG

Метеоры – это необыкновенное место, уникальное, удивительное, загадочное. Почти в каждой энциклопедии чудес света есть рассказ о Метеорах. Это памятник величию природы и величию человеческого духа. Первые люди, пришедшие сюда, были потрясены увиденным. Они увидели множество скал-исполинов, словно волшебный каменный лес, устремленный в небо. Кажется, само Время хотело что-то сказать, оставляя свои знаки на камнях. Да мы неразумны, пока не можем их понять.

DSC09494_resize.JPG

DSC09485_resize.JPG

DSC09491_resize.JPG

DSC09497_resize.JPG

DSC09499_resize.JPG

DSC09501_resize.JPG

DSC09519_resize.JPG

DSC09521_resize.JPG

DSC09525_resize.JPG

DSC09560_resize.JPG

DSC09563_resize.JPG

DSC09565_resize.JPG

DSC09559_resize.JPG

DSC09577_resize.JPG

DSC09583_resize.jpg

Первые монахи-отшельники селились в нишах скал. Они верили, что это место создано самим Богом для общения с ними. Говорят, что, проживая в скальных пещерах, монахи месяцами не выходили из них, наказывая тем самым свои тела за непослушание или за то, что позволяли своим мыслям вернуться к мирской жизни.
Максимальная высота скал 750 м над уровнем моря.
Нa громадной скале, возвышающейся над городком Каламбака, находится монастырь Святого Стефана, самый богатый из Метеорских монастырей.

20140829_122425_resize.jpg

DSC09484_resize.JPG

DSC09413_resize.JPG

DSC09493_resize.JPG

DSC09476_resize.JPG

DSC09471_resize.JPG

Вход соединен единственным мостом длиной 8 метров с находящимся перед ним холмом "Кукула".

DSC09456_resize.JPG

DSC09452_resize.JPG

DSC09451_resize.JPG

На каменной арке над железной старой входной дверью, ведущей в монастырь, сохранялась вплоть до 1927 года замурованная плита с надписью: "6770 год Иеремия". Эта надпись говорит нам о том, что в 6770 году от Сотворения Мира или в 1192 году от Рождества Христова, отшельник Иеремия жил здесь и, что в тот год первые поселенцы во главе с Иеремией, соорудили здесь несколько келий, цистерну для сбора воды и построили маленькую часовню Святого Стефана.

DSC09425_resize.JPG

DSC09433_resize.JPG

DSC09432_resize.JPG

В эти железные била бьют набат для сбора монахинь на трапезу.

DSC09437_resize.JPG

DSC09440_resize.JPG

DSC09446_resize.JPG

Основание самого монастыря датируется 14 веком. В 1960 монастырь почти опустел. С 1961 года монастырь был преобразован в женский. В нем проживает 31 монахиня. Свет и вода, проведенная в водопроводах с водонапорных башен на горах, появились в монастырях в 60 годы 20 века. С 1789 года Соборный Храм является хранилищем великой святыни – главы мученика святого Харлампия Магнессийского.

DSC09430_resize.jpg

DSC_0851_resize.JPG

DSC_0852_resize.JPG

Со скалы Псаропетра можно спуститься в монастырь св. Варвары.

DSC09580_resize.JPG

DSC09489_resize.JPG

DSC09488_resize.JPG

DSC09507_resize.JPG

DSC09511_resize.JPG

DSC09515_resize.JPG

Это один из хорошо сохранившихся на Метеорах. Фрески 16 века практически не реставрировались.

20140829_115936_resize.jpg

Время его возникновения точно неизвестно. В 14 веке 2 монаха Никодим и Венедикт поднялись на эту скалу, которая уже имела название Русануса. Долгое время это место не было заселено. Новый виток развития начинается с прихода сюда двух монахов в 30 годы 16 века – Максима и Иосафа. Официально именно их считают основателями монастыря. Два брата последовали примеру своих односельчан, Нектария и Феофана, из города Янина, которые начали реорганизацию монастыря св. Варлаама на Метеорах.

DSC09522_resize.JPG

Монастырь св. Варвары изначально был построен в отличном от других Метеорских монастырей стиле. Он представляет собой не группу зданий, как, например, монастырь св. Стефана, а построен в форме лабиринта. Учитывая, что скала стоит под наклоном, фундамент монастыря тщательно подгоняли. В результате мы видим здание, которое как бы вырастает из скалы, и наклон ее не заметен.

DSC09549_resize.JPG

DSC09556_resize.JPG

DSC09530_resize.JPG

Внутри скалы много помещений, которые соединены между собой коридорами. Находясь у входа в монастырь, стоишь буквально у основания купола Соборного Храма. Чтобы попасть в сам Храм, надо спуститься вниз. Пространство скалы не позволяло воздвигнуть сооружение достаточных размеров, поэтому алтарная часть монастыря развернута не на восток, а на северо-запад.
Монастырь опустел, и с1940 по 1960 года здесь жила одна старица, а в 1980 году он был переформирован в женский. Сейчас здесь проживают 15 монахинь. Год тому назад приняли послушницу к 15 монахиням. Одна монахиня 82 лет умирает, и количество монахинь снова стало 15.

DSC09523_resize.JPG

DSC09536_resize.jpg

DSC_0940_resize.JPG

DSC_0904_resize.JPG

Монастырь посвящен Воскресению Спаса, но в большей степени он считается монастырем св. Варвары. Эта святая жила в Сирии и происходила из знатной римской семьи. Она была очень красивой, и желание отца выдать дочь замуж выгодно, оградило ее от внешнего мира. Долгое время она провела в заточении в башне, которую специально для нее построил отец. За это время она уверовала в истинность существования Единого Бога. Впоследствии сблизившись с христианской общиной родного города, она принимает христианство. Когда отец узнает об этом, он приказывает бить свою дочь плетьми, а раны растирать грубой мешковиной. Но все эти муки Варвара вынесла, а отец в приступе гнева обезглавливает ее. Последними словами святой Варвары были: «Отче! Это не ты!» Долгое время мощи святой находились в Константинополе, в 12 веке были вывезены в Киев, тем не менее, частица мощей святой Варвары хранится в Москве и этом монастыре.
Зачем и как монахи поднимались на такую высоту? Первые монахи пришли в 9 веке, первый подъем на скалы зафиксирован в 11 веке, а массовый подъем начался в 14. Это был неспокойный век для Византии. Если сейчас спросить монаха, зачем ваши предшественники поднялись так высоко, он ответит, чтобы быть ближе к Богу и подальше от земных соблазнов. Но монахи в этом отношении немного лукавят. В то время Византия переживает две кровопролитные и опустошительные гражданские войны, которые окончательно подкосили Византийское государство. Столетие существования Византии после гражданских войн – это существование Византии по инерции. Она буквально похоронила сама себя в результате этих войн. Активизировались многочисленные банды удальцов. Монахи не могли не видеть, что происходило на другой стороне Мраморного моря. В 1348 году территория Фессалии была покорена сербским королем Стефаном, а на другой стороне Геллеспонта в Малой Азии постепенно растет «маленькое чудовище» - Османская Империя. Было понятно, что постепенно турки-османы ступят на Балканский полуостров, что и произошло в 1356 году. Понятно, что ни Сербия, ни дряхлая Византия не смогут им противостоять. Поэтому монахи выбирали такие естественно защищенные места и забирались повыше.
Чтобы подняться на такую высоту, нельзя построить леса вокруг скалы, так как Фессалия довольно капризный в отношении погоды регион. Сооружения, которые поднимаются на несколько сот метров при помощи самых примитивных инструментов, не могут быть надежными. Братья-монахи, получив разрешение на основание монастыря, выбирали самого сильного и выносливого монаха для подъема на скалу. Он вооружался двумя парами клиньев, и, перенося эти клинья с уровня на уровень, дырявя скалу по ходу подъема, он поднимался наверх при помощи страховочных веревок. Фактически, ему приходилось нести с собой еще от 50 кг веревок. Добравшись до вершины, он поднимал всех остальных монахов. Первое, что они делали – вырубали колодец, потому что самое необходимое на такой высоте, это вода. Также закладывали Соборный Храм монастыря. Так, в период со второй половины 14 века до 18 века (время расцвета Метеор), здесь образовались 24 монастыря.
Фрески монастыря были исполнены в 30 годы 16 века неизвестным иконописцем. Человек он был верующий и «правильный» и не хотел, чтобы его имя было упомянуто всуе. Фрески относятся к Критской школе иконописи.

Rousanu15.jpg

Rousanu16.jpg

Rousanu18.jpg

Rousanu31.jpg

Мучения святых (фреска притвора кафоликона).jpg

Надпись на западной стене основного храма:
+ICTOPIΘΗ ΠANCEΠΤΟΣ Κ(ΑΙ) ΘΕIOΣ OYTOΣ NAOΣ, ΤΟΥ K(YPIOY) KAI C(ΩΤΗ)P(O)Σ HMΩN I(HCO)Y X(PIΣTO)Y THC METAMOPΦΩΣEΩΣ / ΔIA CYNΔPOMHΣ KOΠOY KAI ΕΞΟΔOY TOY OCIΩTATOY EN IEPOMONAXOIΣ KAI HΓOYMENOY THC CEBACMIAΣ / AYTHC MONHΣ KYPOY APΣENIOY • EΠI ETOYC ZώΞΘώ (1560) MHNI NOEMBPIΩ KIN(ΔIKTIΩN)OC ΔHC.
«Возведён этот божественный и почитаемый храм в честь Преображения Христа усилиями и на средства Преосвященства иеромонаха и игумена этого монастыря Святого Арсения в ноябре 1560 года».
Многие монастыри пострадали от обстрелов Второй Мировой войны. Итальянские бомбардировщики громили Каламбаку. Но еще больший вред нанесли коммунисты, которые во время гражданской войны мародерничали и выносили ценности, в том числе, резной иконостас, который заменили на новый. Сохранился апостольский ряд, царские врата и крест 16 века.
В 1020 году фиксируется первый случай, когда монахи поднимаются на скалы. Монах Андроник с острова Крит с 14 монахами приходит сюда, поднимается на утес Преображения и основывает небольшой скит и несколько келий. Пик развития монастырей приходится на 14 век, когда монах Афанасий в 1344 году приходит сюда и основывает Великие Метеоры – монастырь Преображения Господня.

DSC09517_resize.JPG

DSC09529_resize.JPG

DSC09524_resize.JPG

DSC09552_resize.JPG

Он построен на высокой скале, высота которой достигает 613 метров. Ступеньки, ведущие к монастырю, появились достаточно недавно, в 20 годы прошлого века. А до этого подъем и спуск осуществлялся при помощи лебедочных механизмов, веревочных лестниц и мешков.

0b21256199d2fc90c66d6abf7ce2dc7e_resize.jpg

Метеоры, значит «парящие между небом и землей». Название этим скалам дал монах Афанасий. Трудно представить, сколько упорства и тяжкого труда потребовалось от монахов, решившись здесь построить монастыри на отвесных скалах. Сегодня здесь проживают 10 монахов.

DSC09541_resize.JPG

Монастырь святой Троицы основан в 15 веке. Строили его 70 лет. Живет в нем единственный поселенец – наставник монастыря. Из-за живописного расположения монастыря его изображение размещают на всех открытках и рекламных постерах Метеор. В 1981 году скала монастыря стала съемочной площадкой фильма «Только для ваших глаз». И Шон Конери в роли Джеймса Бонда делает пируэты на фоне этой скалы.

1392557949.jpg

Скала Святого Духа использовалась для заточения монахов за нарушения монашеского устава.

DSC09550_resize.JPG

В 1348 году Стефан Душан приказал воздвигнуть железный крест, который долгое время стоял на скале. Затем упал в 30 годы. Во время аэрофотосъемки был найден в 1970 году, и сейчас находится в монастыре Варлаам. В нем проживает 7 монахов.

article1356_resize.jpg

Монастырь св. Николая Анаповса.

DSC09542_resize.JPG

DSC09544_resize.JPG

DSC09576_resize.JPG

Небольшая часовенка святого Георгия на выступе скалы. Некогда здесь находился монастырь. В день святого Георгия местные жители и отчаянные туристы взбираются на эту скалу и повязывают разноцветные платочки и ленточки с различными пожеланиями.

mon_in_skala_resize.jpg

DSC09584_resize.JPG

DSC09586_resize.JPG

DSC09573_resize.JPG

Маленькое село Кастраки (маленькая крепость) было заселено уже в 17 веке у подножия Метеор, а название свое получило от названия крепости 14 века. Сам император Византии приказал построить ее. Сейчас мало что осталось от крепости, население села составляет 1200 человек. В основном они занимаются обслуживанием туристов и паломников.

42092673_resize.jpg

Крупных скал Метеор насчитывается 16, а малых более 1000. Эта маленькая скала имеет много названий: Палец Адама, Тещин язык, а также и нецензурные трактовки, потому что, даже гиды видят в ней далеко не палец Адама.

mesochori-3_resize.jpg

Этот аскитерий готовят к заселению.

DSC09591_resize.JPG

Из 24 монастырей осталось 6 функционирующих: два – женских и 4 – мужских.
Подъем в монастыри до 60 года осуществлялся при помощи лебедки. Ее вращали четверо монахов. На конце каната крепилась специальная сеточка (врезони), в которую садился посетитель монастыря.

setka_1_resize.jpg

Если погодные условия менялись, такой подъем мог затянуться до 30 минут. Человек оставался подвешенным между жизнью и смертью, оставленным на волю Божью. Адреналина после удачного подъема хватало на целый год.

405eefae638f.jpg

Когда человек чувствовал, наконец, под ногами какую-то твердь, первым делом он падал ниц перед иконой, чтобы воздать хвалу Богу за то, что все обошлось благополучно, ибо 200 человек упали и сорвались при подъеме. Такую смерть местные жители считали «доброй», так как душа отправлялась в рай и ему прощались все грехи. С такой догмой не были согласны монахи, видя несоответствие понятий о грехе и воздаянии за него.
В 18 веке Григорович Барский, русский монах, паломник, который путешествовал по этой территории в 30 годы, попросил монахов поднять его в монастырь. Ему предложили 2 варианта – сеточку и веревочную лестницу, которая держалась на «честном слове». Он выбрал сетку. Когда в монастыре он пал ниц и помолился, вдруг увидел, что веревка почти совсем перетерлась. Тогда он спросил у монахов, меняют ли они веревку? Монахи с греческой невозмутимостью ответили: «Когда рвется, тогда и меняем».
Современные Метеоры – это, в большей степени, туристические объекты, но святость их никто не отменял. Хозяйство монастырей тоже несколько другое. Поблизости от Метеор располагаются плантации оливок, винограда, огородных культур, пасеки. Хотя большой надобности в этом нет, но хозяйства монастырей продолжают развиваться.

0b21a7d6f5a2813a1fb029a630d9c726_resize.jpg

В древности существовали киновии (смешанные монашеские общины, состоявшие из мужчин и женщин). Не все могли выдержать кануны послушания, и разврат явился естественным следствием того, что происходило в монастырях подобного строя. Поэтому их запретили еще в 5 веке нашей эры в Византии. Остались мужские и женские монастыри. Самые первые обители появились на восточных землях Византийской Империи – пустыни Египта, Сирии, Палестины, Месопотамские владения Византийской Империи, северо-западная Африка. Арабские завоевания в 30 годы 7 века нашей эры привели к тому, что начинается отток монахов из-за желания жить среди единоверцев. Именно так в начале 8 века появились первые поселения на Афоне, а в 9 веке – на Метеорах. Византийские государи одаривали монастыри большими суммами денег и огромными территориями. Подворья монастыря могли находиться за сотни километров от него. Изготовлением оливкового масла и вина занимались практически все монахи. Так же существовали ремесленные и золототканые мастерские. Благодаря труду средневековых переписчиков рукописных книг, до нас дошел весь кладезь античной мудрости. За счет реализации собственной продукции монастыри богатели. В средние века фактически каждый монастырь являлся автономной территорией, которая в любой ситуации могла себя прокормить. С приходом турок-османов ситуация изменилась(1383-1391г). Земли монастырей отчуждались в пользу османского государства, виноградники вырубались, в 1568 г. было конфисковано все недвижимое имущество монастыря Варлаам. Но на том запасе прочности, что удалось накопить за 50 лет сербского правления, монастыри пережили период османского владычества. Упадок монастырей начинается в 18 веке, а в начале 20 века наступает его пик. Только в 60 годы монастыри начинают возрождаться. Сейчас монастыри Метеор живут по уставу, схожему с Афонским. Все монахи не употребляют в пищу мясо. Овощные супы и запеканки готовят на всю монашескую братию. Рыбу и морепродукты употребляют только по очень большим религиозным праздникам. Монашеская пища – это безвкусная еда с минимум специй и соли. Она не должна вызывать удовольствия, так как вкусовое наслаждение тоже исключено. Именно поэтому монахи за едой не желают друг другу приятного аппетита, а говорят: «Ангела за трапезой», ответ на это: «Незримо предстоит», а монашеская шутка на эту тему: «Самим не хватает, еще и с ангелом делиться». Трапезная в монастыре – это второе по значимости место после Соборного Храма. Утром и вечером по призыву монаха, который бьет в набат, ударяя в железное било, монашеская братия собирается на трапезу. По знаку настоятеля монастыря трапеза начинается, по его же знаку – заканчивается. Во время утренней и вечерней трапезы назначается пономарь, который читает молитвы, пока братия трапезничает. В монастырях, где действует наиболее жесткий устав, пономарь оказывается единственным из монахов, кому этот прием пищи «не улыбнулся». В некоторых монастырях пономарю оставляют несколько минут, чтобы он второпях перекусил и не ходил голодным. По ранним уставам монастырей пономарь должен был смириться, остаться голодным и терпеть до следующего приема пищи.
Сейчас пик развития монашеских государств остался позади, приток монахов в Метеорские монастыри значительно уменьшился. В 11-12 веках на Афоне действовало 300 больших и малых монастырей, проживало 50 тысяч монахов. На Метеорах в пик развития проживало от 35 до 70 монахов в каждом монастыре в зависимости от размера монастыря.
В монастырях Афона и Метеор принят обряд временного погребения монахов. Когда монах покидает этот мир, его тело погребают на 3 года. Далее останки тщательно осматривают. Если остатки плоти и признаки гнилости отсутствуют, а кости медового цвета, это значит, что человек был праведным, искупил свои грехи во время своей земной жизни и находится уже в Царствии Небесном. Если остались проблемные участки, то останки закапывают еще на 3 года. Братия монастыря молится более истово за монаха, чья жизнь была не столь праведна. Через 3 года проводят новую эксгумацию, обмывают косточки в красном вине, если проблемные участки исчезли, и складывают их в костяницу. Каждый череп подписывают: дата смерти, имя.

IMG_2303_resize.JPG

Надпись в костехранилище: «Запомни, брат! Мы были такими, как вы, а вы будете такими, как мы!»
Если кости после двухлетнего периода погребения не очистились, то на Афоне их надо кинуть в море. Таких случаев там не было ни разу. А в сухопутных монастырях кости следует закопать перед входом в храм, чтобы каждый, кто проходил, наступал на могилу грешного монаха.
Это место удивительное. Здесь душа замирает и стремится ввысь, кажется, что дух человека и вправду велик. А внизу лежит безмятежная Фессалийская долина, и ловишь себя на мысли, что отсюда совершенно не хочется спускаться вниз, поэтому строки Саши Черного очень точно выражают такое состояние: « Жить на вершине горной, писать простые сонеты и брать у людей с дола хлеб, вино и котлеты».

b18a5612f3d0_resize.jpg
Subscribe

  • Рай для Робинзонов

    Говорят, что где-то есть острова, где растёт на берегу трын-трава. И от хворости, и от подлости и от горести, и от гордости. Вот какие есть на свете…

  • Наполеон Востока. Часть 2

    Истинный царь над страною не араб и не белый, а тот, Кто с сохою или с бороною чёрных буйволов в поле ведёт. Хоть ютится он в доме из ила, умирает,…

  • Наполеон Востока. Часть 1

    На прохладных открытых террасах чешут женщины золото кос, Угощают подруг темноглазых имбирём и вареньем из роз. Шейхи молятся, строги и хмуры, и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments