Мои путешествия (krisandr) wrote,
Мои путешествия
krisandr

Category:

Дельфы

И вот дожила я до звёздного часа,
Я мир озираю с вершины Парнаса,
И вижу ущелье, где в годы былые
Творила свои предсказанья Пифия,

Дельфийский Оракул и храм Аполлона! -
Лишь груда каменьев на выжженных склонах!
Всё сгинуло в Стиксе, пропало былое,
Звенит тишина от великого зноя,

А горы в ладонях, морщинистых, древних,
Заботливо нежат деревни, деревни,
И в синь кипарисы вонзили макушки,
Приветливо смотрят церквушки, церквушки.

А там, где вершились военные драмы,
Белеют отели, как храмы, как храмы.
                                             Лариса Янковская.

DSC09896_resize.JPG

На материковой территории Греции существовали три крупных святилища: Дельфы, Дион, Додони. Если провести прямую линию, то между ними ровно 165 км, и фигура эта образует равносторонний треугольник. Когда дело касается священных мест, простых совпадений не бывает, тем более что на примере Дельф их много.
Город Дельфы считался «Пупом Земли». Властитель Олимпа грозный бог-громовержец Зевс, желающий определить месторасположения центра мира, выпустил двух орлов. Гордые птицы, одна из которых летела с запада, а другая – с востока, встретились друг с другом около Дельф, приземлившись на скале.
В далекие времена на одном пастбище паслись козы. Одна коза отбилась от стада, забралась на утес и вдруг стала там скакать и биться на одном месте. Пастух полез, чтобы снять ее, и вдруг остальные пастухи увидели: он тоже стал прыгать, бесноваться и кричать несвязные слова. Когда его сняли, то оказалось: в земле в этом месте была расселина, из расселины шли дурманящие пары, и человек, подышав ими, делался как безумный.
Испуганные пастухи пошли к жрецам. Жрецы, посовещавшись, сказали: «Это — то самое место, где некогда бог Аполлон убил дракона Пифона, сына Земли. Нужно в этом месте выстроить храм, над расселиной посадить прорицательницу, и она, надышавшись опьяняющим паром, будет предсказывать будущее».
Бог Аполлон, следуя от острова Крит, превратился в дельфина. Его целью был корабль, который он хотел направить к гавани Кира. Он то подныривал под него, то всплывал перед кораблем, тем самым указывая нужный путь. Моряки решили выловить этого дельфина, и каково же было удивление, когда на палубе он превратился в Бога Аполлона. Он приказал им плыть в гавань Дельф – Киру, и они стали первыми жрецами святилища. Когда моряки спросили, чем же будут они там жить. Аполлон ответил, что им будет достаточно одних только приношений людей, которые будут приходить за пророчествами.
Так был построен храм Аполлона в Дельфах.
Дельфийский оракул достигает своего расцвета в 4-7 веке до нашей эры. Когда персы приблизились сюда в 480 г. до н.э., несколько камней отделились от скалы, упали вниз и перебили огромное количество персов. Сами олимпийские боги выразили свой протест на присутствие противника на этой территории. В римский период значение оракула снизилось. Угасание центра происходит в 4 веке н.э., когда Феодосий Великий объявляет, что христианская религия является единственной правильной религией всей Римской Империи.
Самое последнее предсказание в Дельфах в 362 году было доставлено императору Юлиану, который хотел восстановить древние языческие культы и спрашивал, как это сделать. Ответ, который дал дельфийский оракул, был следующим: «Молвите нынче царю, искусные пали чертоги, нет больше фивовой хижины, нет прорицального лавра, иссяк вдохновения ключ, говорливые воды иссякли». Эти слова подвели жирную черту под всей историей дельфийского оракула. Постепенно все разрушается, когда в 381 году при императоре Феодосии был введен запрет на исповедование языческих культов. А после 393 года н.э., когда были проведены последние Олимпийские игры, замирает жизнь и в Дельфийском святилище. И только люди, поселившиеся здесь, свидетельствовали о том, что когда – то на этих руинах теплилась жизнь.

DSC09872_resize.JPG

Плутарх в течение 20 лет являлся жрецом при дельфийском оракуле храма Аполлона, начиная со 105 по 126 годы нашей эры.

DSC09702_resize.JPG

Опираясь на реконструкции, которые проводились французскими археологами, рассказы путешественников была восстановлена картина древних Дельф.

img_7490_1_resize.jpg

Стена, которая окружала Дельфы, 195 на 135 метров, уже сама по себе является произведением искусства. Расположена она была терассообразно. На таком небольшом пятачке было сосредоточено столько памятников, что в 67 году н.э. император Нерон вывез из Дельф 3000 статуй, различных изделий из золота и серебра, а Дельфы от этого не обеднели.
В 90 годы 19 века здесь начинаются раскопки под руководством известного французского археолога Теофиля о Моля. Еще в средние века здесь образовалось поселение, но все жители добровольно ушли с этого места, чтобы начались работы по его изучению. Более того, когда у археологов заканчивались деньги на исследования, они жертвовали свои собственные, чтобы раскопки не прекращались. Назвали свое новое место жительство они Новые Дельфы.
Самые ранние находки – это культы некоего женского божества в виде женских фигурок, относящиеся к микенскому периоду (15 век до н.э.).

DSC09705_resize.JPG

Несколько сотен лет главенствовал женский культ. Около 1100 года до н.э. культ сменяется и появляется культ Аполлона.
Образцы древнего литья относятся к 8 веку до н.э.

DSC09710_resize.JPG

DSC09708_resize.JPG

DSC09712_resize.JPG

DSC09719_resize.JPG

Сосуд для освящения воды относится к 6 веку до н.э.

DSC09716_resize.JPG

Статуэтка Аполлона относится к 7 веку до н.э.

DSC09720_resize.JPG

Громадный сфинкс украшал Дельфы недалеко от храма Аполлона.

DSC09723_resize.jpg

DSC09722_resize.JPG

Связь с Египтом не терялась, поэтому скульптуры начали делать огромные, копируя иноземные. Но Греция – маленькая страна, и многие огромные скульптурные работы так и остались недоделанными, особенно на островах. А вообще, чтобы воссоздать античную культуру, надо вложить много воображения. Сфинкс египетский мужского рода, а сфинкс греческий – женского.

DSC09738_resize.JPG

Гимны в честь Бога Аполлона датируются 127 г до н.э. Некогда они украшали блоки афинской сокровищницы. Это не что иное, как ноты. Долгое время их никто не мог расшифровать. Удалось это сделать бывшему клавишнику Демиса Руссоса.

DSC09766_resize.JPG

DSC09767_resize.JPG

DSC09768_resize.JPG







Курильница для фимиама 5 век до н.э. для ароматизации помещений перед ритуалом.

DSC09770_resize.jpg

4 век до н.э. Все члены высокопоставленной семьи: политики, спортсмены.

DSC09772_resize.JPG

DSC09775_resize.JPG

DSC09780_resize.jpg

Колонна танцовщиц 330 г до н.э. – символическое изображение трех дочерей первого правителя Афин.

DSC09773_resize.JPG

DSC09783_resize.jpg

Спящий младенец на скале 2 век до н.э., мальчик с гусем – элементы жертвоприношений.

DSC09784_resize.jpg

DSC09786_resize.jpg

Украшение амфитеатра: подвиги Геракла. Римский период 1 век нашей эры.

DSC09765_resize.JPG

DSC09764_resize.JPG

DSC09725_resize.JPG

DSC09726_resize.JPG

DSC09728_resize.JPG

DSC09731_resize.JPG

DSC09733_resize.JPG

Антиной – любимец римского императора Адриана на протяжении 6 лет.

DSC09800_resize.jpg

В 130 году происходит прискорбное событие: при переправе через реку Нил в Египте при невыясненных обстоятельствах юноша утонул. Гадали, самоубийство или несчастный случай это был. Сам Антиной мучился, что все знают о его связи с императором. Царствующая императрица была не в восторге от этой связи и могла приложить к этому руку. Горю императора не было предела, он был безутешен, и по всей империи вводится культ Антиноя, которому поклоняются, как богу. Только до нашего времени дошло 300 статуй Антиноя, которые были обнаружены в разных местах Римской империи. Святилище Антиноя существовало и в древних Дельфах.
Скульптура возничего – одно из великих произведений своего времени.

DSC09795_resize.JPG

На греческой банкноте в 10000 драхм была изображена именно эта статуя.

greimg191_resize.jpg

Бронзовая скульптура 5 века до н.э. Посвящена битве при Платеях. Глаза были выложены полудрагоценными камнями. Если долго смотреть в них, не каждый выдерживал взгляд скульптуры. До землетрясения 373 года н.э. статуя стояла, потом была завалена обломками, поэтому дошла до нашего времени.

DSC09794_resize.JPG

DSC09792_resize.JPG

У входа в святилище была колоннада, где находились лавочки с различными приношениями в дар Дельфийскому оракулу.

DSC09915_resize.JPG

С любыми вопросами от бытовых до политических приходили люди. Богатые приносили золото и серебро, люди попроще – сладости или пару голубей. В жертву перед получением пророчества приносился черный козел. Причем, козла тестировали на пригодность в жертву Аполлону. Его обливали холодной водой, если козел отряхивался и фыркал, то его приносили в жертву. Соответственно, козлы, которые обладали более выдающимися актерскими способностями, выживали в этом процессе.
Изображение крестов – это попытка христианизации центра. Но основные святилища, кроме Афона, не поддались и остались принадлежащими к античной культуре Греции.

0_8fcbb_e8a08bdc_XXXL_resize.jpg

Сокровищница построена на развалинах более древнего сооружения 6 века до н.э.

0007apx7.jpg

DSC09846_resize.JPG

DSC09905_resize.JPG

Камень - газета. Всё, что происходило в Дельфах, выбивалось на камне. На поверхности было высечено множество надписей, всего около 800 текстов. В большинстве своем это – решения об освобождении рабов, датирующиеся 2–3 веком до н.э.

DSC09831_resize.JPG

DSC09856_resize.JPG

Скала Сивиллы.

DSC09902_resize.JPG

DSC09903_resize.JPG

Сивиллами называли различных пророчиц, которые жили в разные времена. Они ходили по городам и весям древнегреческого мира и прорицали самые различные события, зачастую несчастья. Одна из таких пророчиц по имени Герофила стояла на этой скале и за 300 лет до падения Трои предсказывала, что Троя падет, а впоследствии Гомер напишет поэму полную различных вымыслов.
Есть предание о кумской сивилле, которая жила в Италии и пыталась продать книги пророчеств римскому царю Тарквинию Гордому в 5 веке до н.э. Царь отказался купить 9 книг, тогда она сжигает три книги и пытается продать 6 по той же цене. Тарквиний отказывается, тогда она сжигает еще три книги, оставшиеся три, продает по той же цене. Тогда Тарквиний покупает три книги, которые передавались по наследству и оказались во владении византийских императоров. Уже в 9 веке византийский император Лев Армянин обратил внимание на картинку из этой книги. На картинке был изображен лев, которому некий муж наносит смертельные удары через букву «Х». Никто не решался истолковать значение картинки, и наконец, один толкователь сообщил, что императору предстоит быть убитым на Рождество Христово. 25 декабря 820 года, когда император находился на богослужении, под видом певчих несколько заговорщиков проникли в Дворцовый Храм и изрубили его на куски.
Камень Сивиллы был соединен подземными ходами с храмом Аполлона и другими помещениями. Очень эффектно было, когда жрец появлялся, как из-под земли. Плюс ко всему на самом камне работает эффект «дельфийского эха». Даже слова, сказанные едва различимым шепотом, подхватываются эхом и разносятся на довольно внушительное расстояние, а звук эхо постепенно нарастает, становясь все громче и громче, достигая пика, и лишь потом звуки начинают затихать. Эхо описывает круг, пролетая по всей долине, затем уходит в сторону Коринфского залива на запад.
В фильме «Мое большое греческое лето» этот камень позиционируется, как окошко дельфийского оракула. На самом деле этот камень был обнаружен в западной части Храма Аполлона, где она и давала предсказания.

DSC09874_resize.JPG

Профессия пифии (прорицательницы) была довольно опасной. Однажды, когда пифия села на треножник перед выходящими из-под земли сернистыми газами, она упала с треножника, забилась в конвульсиях и умерла.

27_Pithia-02_resize.jpg

В раннюю эпоху пророчества давались только один раз в год в день рождения бога Аполлона. В более позднюю эпоху, в 6 веке, когда количество людей, которые приходили за пророчествами, возросло, стали давать пророчества 7 числа каждого месяца, а позднее и каждый день. Три пифии и пять жрецов занимались этим. Человек, желающий получить пророчество, выплачивал налог, перед храмом Аполлона приносил в жертву черного козла, и если жертва рассматривалась жрецами, как принятая храмом, он допускался в храм.

DSC09890_resize.JPG

DSC09889_resize.JPG

DSC09883_resize.JPG

DSC09858_resize.JPG

DSC09862_resize.JPG

В западной части храма за занавеской на золотом треножнике восседала пифия над серными испарениями, пройдя предварительно ритуал омовения в кастальском источнике внизу, а из источника вблизи храма испить воды. Пережевывая листья лавра, и вдыхая священные испарения, в том числе вещества, которые воскуривались, пифия в измененном сознании произносила нечленораздельные звуки, которые записывались жрецами Аполлона в форме шестистиший и толковались, как пророчества. Многие из них сбывались.
Самым знаменитым был случай с царем Крезом.
Поперек Малой Азии текла река Галис; на запад от нее, ближе к Греции, лежала Лидия, на восток — Мидия. Царем Лидии был Крез, самый богатый правитель на свете. Он задумал воевать с Персией, но хотел сперва спросить совета у оракула. Но у какого? Как узнать, правду ли скажет оракул или солжет? И Крез решил испытать все знаменитейшие оракулы мира. Он послал людей и в Дельфы, и в Додону, и в Абы, и в Милет к Бранхидам, и в Египет к Аммону, и в пещеру Трофония, из которой кто возвращается, тот больше никогда не смеется. Всем посланцам было велено одно и то же: отсчитать сотый день от своего отправления и в этот день спросить у оракула: что делает сейчас Крез, царь Лидии? Что ответили на этот вопрос другие оракулы, история умалчивает. А дельфийский оракул ответил вот что:
"В море я капли сочту и на бреге исчислю песчинки,
Знаю, что мыслит немой, и слышу, что молвит безгласный;
Чую вкус черепахи, что варится вместе с ягненком —
Медь вверху, и медь внизу, а они посредине."
Посланцы ничего не поняли, но аккуратно записали предсказание и доставили Крезу. Крез возликовал. Из всех ответов этот один оказался правилен и точен, ибо в назначенный день Крез, чтобы испытать всеведенье оракулов, занимался тем, что варил в медном котле мясо черепахи вместе с мясом ягненка, будучи уверен, что чего-чего, а этого придумать и угадать никто не сможет.
Крез послал в Дельфы несметные подарки и задал теперь оракулу свой главный вопрос: переходить ли ему через Галис, чтобы воевать с Персией? Оракул ответил:
"Крез, перейдя через Галис, разрушит великое царство."
Крез бодро пошел на Персию войной. Кончилась она полным поражением Креза. Царь едва не погиб, а когда он все же уцелел, то первое, что он сделал, — это послал в Дельфы и спросил: почему бог Аполлон так жестоко его обманул?
Ответ был неожиданным. «Знай, Крез, — писали жрецы, — что Аполлон не обманул тебя ни единым словом. Перейдя через Галис, ты разрушил великое царство — только не персидское, а свое собственное."
Это здание достояло до 4 века н.э. и было разрушено землетрясением. Возможно, не обошлось без действий христиан, которые разрушили это святилище, как языческий центр.

DSC09866_resize.JPG

DSC09867_resize.JPG

Полигональная стена была воздвигнута в 548 году до н.э. Камни идеально подогнаны друг к другу и выдерживают сильные землетрясения.

DSC09854_resize.JPG

Амфитеатр имеет 23 ряда.

DSC09864_resize.JPG

Диаметр сцены 18,5 метров. Рассчитан на 5000 человек. Первый амфитеатр появился в 5 веке до н.э. Здесь проводились творческие пифийские игры. Позднее были введены спортивные дисциплины, а конные соревнования проводились в Крисейской равнине. Достроен амфитеатр был в 1 веке н.э. ближе ко временам правления императора Домициана.
Стадион.

0_8fe2a_6f212e8e_XXXL_resize.jpg

Длина беговой дорожки – это одна дельфийская стадия (178м35см). Был построен в 4 веке до н.э., а во 2 веке н.э. был реконструирован на средства Ирода Аттика, известного мецената и философа.

delfos4(3).jpg

Неподалеку от святилища находится легендарный Кастальский ключ (около 600 до н.э.), с которым связано множество сказаний и который у древних поэтов считался излюбленным местом пребывания Аполлона и муз.

0_8ffff_e86ac6aa_XXXL_resize.jpg

В отличие от других археологических музеев, Дельфы обладает сильной энергетикой. Можно сказать, до сих пор у этого места есть душа.

DSC09811_resize.JPG

DSC09817_resize.JPG

DSC09818_resize.JPG

DSC09824_resize.JPG

DSC09830_resize.JPG

DSC09835_resize.JPG

DSC09837_resize.JPG

DSC09853_resize.JPG

DSC09851_resize.JPG

DSC09868_resize.JPG

DSC09870_resize.JPG

DSC09876_resize.JPG

DSC09881_resize.JPG

Subscribe

  • Омут времени

    О, Дух великий, высший и вечный! В пространствах небесных и в недрах земных, В глубинах Вселенной сердец человеческих, и в мудрости Света познаний…

  • Доисторический мираж

    Снова Тень, и снова Дьявол, снова Тень, и снова боги, Снова тягость перекрёстков, и несчётные дороги. Будет, будет. Надоело. Есть же мера, наконец.…

  • Когда Боги смеются

    В старину, говорят, боги жили средь нас, не чинясь. Дали знания людям - ремёсла, науку, искусство - А всему научив, попрощались в полуденный час, И…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments