Мои путешествия (krisandr) wrote,
Мои путешествия
krisandr

Category:

Микены

Они песком мои забили вены
И суховеем закоптили губы —
Циклопами поставленные кубы,
Исхоженные сонные Микены.

Все помнят скалы — как попеременно
Сигнальщики годами ночевали
У сложенных костров, как чутко ждали
Заветной вести: близок Агамемнон!

Здесь оказавшись, сожалеть не надо,
Что замолчало время на запястье,
Что скорпионом спит в камнях опасность,
Тоскливо блеет брошенное стадо,

Печален звук овечьей погремушки.
Из жидкой тени листьев олеандра
Взгляни же, обреченная Кассандра,
На бледные славянские веснушки.

О вещая, мой незатейлив эпос,
Он исказит твои черты зевотой,
Но, знаешь ли, с великою охотой
Я джинсы поменяла бы на пеплос.

Глухих веков победы и измены
В уверенном гекзаметре очнулись,
Не я пришла, а вы ко мне вернулись,
Растерянные старые Микены.
                                            Хельга Харен

DSC00377_resize.jpg

В 3 тысячелетии до нашей эры существовало три крупных центра человеческой цивилизации: Месопотамия, Египет и Хеттская империя. Родоначальником всех империй была Месопотамия, происхождение которой покрыто историческим туманом.
Однажды огромная Хеттская империя рухнула. Обломки ее полетели во все стороны, рождая гражданскую войну, разруху, голод и братоубийственные стычки. В те времена не было строго охраняемых границ - ни своих, ни сопредельных стран, поэтому разные группки - фактически даже вполне самостоятельные народы брызнули в разные стороны.  Те народы, которые ушли от войны и разрухи на запад, в конечном итоге попали на Аппенинский полуостров. Другая, самая большая группа народов двинулась на юг, в сторону будущей Эллады. Это были пеласги, ахейцы, дорийцы, ионийцы, лелеги, карийцы.
Придя на территорию будущей материковой Греции они населили ее, вытеснив или частично ассимилировав существовавшую там загадочную минойскую цивилизацию. А на островах заменили кикладской культурой критскую и протоэгейскую. В результате этого сплава и произошла так называемая эгейская или микенская цивилизация. Расцвета культура достигла с 1500 г. по 1050 г. до н.э. Затем она потихоньку превращается в классическую Элладу.
Резкий скачок культуры Греции произошел около 1700 года до н.э. В это время начинает сходить на нет крито-минойская культура, но влияние ее остается.
Генрих Шлиман, немецкий археолог любитель, в свое время богатый купец, наживший свое состояние, работая в Санкт Петербурге, затем дополнил его финансовыми операциями в Америке, подарил Греции еще одно тысячелетие истории. Добился он этого, опираясь на мифологические предания Гомера.
Гробница Атрея, которую он исследовал в 1879 г. – самая большая купольная гробница в микенской культуре.

175-istvsesv6-t31-pres_resize.jpg

DSC00269_resize.JPG

Доподлинно узнать микенскую культуру до мелочей невозможно. До сих пор остаются тайной некоторые архитектурные ходы. Остается опираться на археологические сведения, мифы древней Греции и на сведения тех народов, которые вступали с ними в контакт.
С 1700 по 1500 г. до н.э. в микенской культуре использовались глубокие шахтные гробницы, выстланные каменными плитами, землей, хворостом или травой на дне. Царская гробница 1450 г. до н.э. выглядела так: длинный проход начинался на склоне холма, с боков он был отделан камнями и заканчивался перед дверью, закрывавшей вход в гробницу. Деревянные двери были обиты бронзой. Фасад был украшен 2 колоннами высотой 10,5 м. В треугольном проеме над входом некогда стояла скульптура точно так же, как и на Львиных воротах, о которых я расскажу далее.

i_049_resize.jpg

Через проход можно было попасть прямо под свод купола.

DSC00292_resize.JPG

Диаметр помещения 14 м 25 см, высота 12,5 м. Начиная с 3 ряда, кладка образует свод.

DSC00272_resize.JPG

Вес балки над входом 120 тонн.

image021_resize.jpg

Маленький вход ведет в помещение, где находились покойник и приношения, которые сопровождали его в загробный мир.

DSC00278_resize.jpg

Камни не очень плотно подогнаны друг к другу, поэтому между вертикальными швами имеются пустоты, которые облюбовали пчелы, они беспрепятственно летают летом взад и вперед через вход в гробницу.

2cf9599a9b27.jpg

Это, возможно, одна из достопримечательностей, о которой нужно помнить, отправляясь в Грецию, – громадный свод гробницы, напоминающей с виду средневековый собор, солнечный свет у входа, переходящий далее в полумрак, и жужжание пчел, отдаленно напоминающее звучание органа.

q8676448_resize.jpg

Кроме ключ-камня, который закрывает гробницу сверху, это оригинальное гениальное сооружение.

aab236ca6de6.jpg

Длина наклонного коридора-дромоса, который ведет в гробницу 36 м, ширина 6 м.

DSC00300_resize.JPG

Каменоломня, откуда брали блоки, находилась в 15 км от Микен.
На всей территории Арголиды можно видеть остатки мостов микенской эпохи. Между городами существовала разветвленная сеть дорог. Правил городом царь, который обладал полной властью во время войны. В мирное время в основном принимало решение местное аристократическое собрание.
Акрополь – возвышенная укрепленная территория на холме, это изобретение древних микенцев. Внутри акрополя обязательно был родник. В центре города всегда был Дворец – центр культурной и политической жизни. Следы микенской культуры распространяются до Балтики.
С 3000 г. до н.э. здесь уже были поселения. Микены существовали и в классическую эпоху, успев принять участие в событиях Греко - персидских войн, однако в 468 году до н.э. город был разорен арголянами. С тех пор Микены стали одним из многочисленных придатков могущественного Аргоса. Постепенно жизнь на этой территории замерла.
Высота горы, на которой находился город Микены 254 м над уровнем моря.

DSC00302_resize.JPG

DSC00303_resize.JPG

Расцвет Микен наблюдался в 18-12 веке до н.э. Во 2 веке до н.э. все жители покинули город.
Укрепления вокруг центра Микен были возведены около 1350 г. до н.э. Вторая линия укреплений появилась в 1250 г. до н.э. Тогда же построили «Львиные Ворота».

5394515_original_resize.jpg

Вторая линия фортификации Микен возникает в связи с нашествием дорийцев и других северо-западных греческих племен. Львиные Ворота венчают главный вход в город.

DSC00413_resize.JPG

Кладка сделана из конгломерата, похожего на скалы Метеор.

DSC00417_resize.JPG

DSC00418_resize.JPG

DSC00419_resize.JPG

DSC00378_resize.JPG

Две львицы, которые поддерживают колонну с жертвенником, сделаны из другого камня.

DSC00381_resize.JPG

Головы львиц из золота были повернуты к человеку, который входил в город, но они, естественно, до наших дней не сохранились. Каждая из трех балок, которые предваряют вход, весит более 20 тонн.
Жизнь в Микенах кипела до конца 11 века до н.э. Трудно представить, что камни в основании этой стены лежат здесь уже 3250 лет!
Слева от входа в стене находилось маленькое святилище.

DSC00383_resize.JPG

DSC00385_resize.JPG

На этой территории раскопали 19 шахтных захоронений, из них 6 наиболее богатые, где обнаружена большая часть золота Шлимана.

DSC00386_resize.JPG

Он считал, что открыл гробницу Агамемнона и его отца, царя Атрея – золотая маска, одна из найденных им в погребениях, прямо была названа «маской Агамемнона». Позднее, исследователями было установлено, что все-таки маску изготовили задолго до правления Агамемнона, в 16 веке до нашей эры. Этот экспонат является шедевром микенского искусства, и заодно самой знаменитой ошибкой в истории археологии.

640px-MaskeAgamemnon.JPG

Вывод о том, что была найдена посмертная маска царя Агамемнона, Генрих Шлиман сделал, основываясь на описание Троянской войны в эпосе Гомера «Илиада» и на труды Павсания, древнегреческого географа, жившего во 2 веке до н.э. Павсаний в своих трудах описывал, что Агамемнона похоронили внутри города, а его жену Клитемнестру и ее любовника Эгисфа, похоронили за пределами городской стены, как недостойных людей. Начиная раскопки в Микенах, Генрих Шлиман руководствовался именно трудами древнегреческих писателей. Археолог был уверен, что внутри городских стен он обязательно найдет останки микенских героев, о которых писали Гомер и Павсаний.
В древнегреческом эпосе, написанном Гомером, знаменитой «Илиаде», Агамемнон - один из главных героев, он отличался храбростью и прославился многими подвигами. Троянская война началась с того, что Парис похитил прекрасную Елену, жену царя Менелая, брата Агамемнона. Менелай вместе с Агамемноном убедили греческих правителей участвовать в военном походе против троянцев. Агамемнон возглавил греческое войско. Греческое войско разгромило троянскую армию, но судьба отвернулась от Агамемнона. Его супруга Клитемнестра, изменив ему с его двоюродным братом Эгисфом, задумала убить Агамемнона. Клитемнестра и Эгисф выполнили задуманное и убили Агамемнона вместе с его любовницей Кассандрой. Печальная судьба микенского царя послужила сюжетом для многих древнегреческих трагедий.
В этих шахтовых гробницах были обнаружены: у мужчин золотые маски, нагрудники и поножи, мечи и кинжалы; у женщин – золотые диадемы; у тех и других – сосуды из золота, серебра и электра, священные чаши для ритуального питья в виде голов животных (так называемые ритоны). Умершие были покрыты плащами, украшенными золочеными бляшками с изображением символов бессмертия – пчел, спиралей, звезд и т.п. Общий вес золотых сокровищ составил 15 килограмм.
Лица мужчин, как правило, не закрыты масками. То, что они – мужчины, и воины, определяется присутствием оружия в их могилах, а количество золота и тщательность работ, указывают на честь, богатство и статус.
Все эти сокровища микенских царей были сосредоточены в шахтовых гробницах круга А и Б, тогда как великолепные микенские толосы – грандиозные круглые гробницы – оказались совершенно пустыми, их разграбили задолго до исследования.
Частично золото Микен находится в афинском археологическом музее, а большая часть, найденная и в Трое и в Микенах – в музее Пушкина в Москве, попав в СССР после Второй Мировой войны как трофей, взятый в Берлине.
Могильный круг Альфа был образован в 1600 – 1700 г. до н.э. В 13 веке захоронения были окружены каменной оградой, полой изнутри. Никто не знает, для чего это было сделано. Предполагают, что эти захоронения являлись священными захоронениями людей, которые играли какую-то роль в местном религиозном культе или основателями Микен.
Более того, около 1250 г. до н.э возвели еще один уровень стены.

DSC00398_resize.JPG

За Кругом А находился религиозный центр. Далее развалины зернохранилища, жилые кварталы.

DSC00387_resize.JPG

DSC00389_resize.JPG

DSC00394_resize.JPG

DSC00400_resize.JPG

DSC00403_resize.JPG

DSC00404_resize.JPG

DSC00408_resize.JPG

В период расцвета здесь проживало около 2000 человек. По тем временам это был многолюдный город, недаром Гомер в своих произведениях называл его «Златообильные Микены».
Дома жителей Микен характерны тем, что единственный вход вел через мужскую половину дома в женскую.
Главным центром политической и духовной жизни Микен был Дворец, который располагался на вершине холма. На входе находились пропилеи, которые поддерживали две колонны. Помещения дворца были раскрашены цветной штукатуркой, которую в изобилие нашли при раскопках. Около 13 века до н.э. во дворце был сильный пожар. Не думаю, что ландшафт сильно изменился с тех пор.

DSC00304_resize.JPG

В музее Микен можно увидеть то, что обнаружили при раскопках частично.

DSC00305_resize.JPG

DSC00309_resize.JPG

DSC00313_resize.JPG

DSC00324_resize.JPG

DSC00327_resize.JPG

DSC00349_resize.JPG

DSC00350_resize.JPG

DSC00360_resize.JPG

DSC00361_resize.JPG

DSC00366_resize.JPG

DSC00326_resize.JPG

DSC00330_resize.JPG

DSC00331_resize.JPG

DSC00332_resize.JPG

DSC00334_resize.JPG

DSC00335_resize.JPG

Женские идолы со страшными рожицами. Наверно, отпугивали злых духов. Отверстия в голове напоминают рассказ о том, когда Прометей и Афина создавали первых людей, то душу вдыхали им через темечко.

DSC00318_resize.JPG

DSC00323_resize.JPG

DSC00321_resize.JPG

DSC00363_resize.JPG

DSC00365_resize.JPG

DSC00348_resize.JPG

Следует сказать, что точное назначение этих странных фигурок до сих пор не установлено. Поскольку на некоторых статуэтках сохранились следы повреждений и даже починки, некоторые исследователи делают вывод о том, что при жизни владельцев они служили им в качестве оберегов

А это уже Микены более позднего периода.

DSC00339_resize.JPG

Знаменитое линеарное письмо В

DSC00367_resize.JPG

DSC00368_resize.JPG

Долго расшифровывали. Оказалось, что никакой исторической информации надписи не несут. Это в основном, перечисление имен богов.
Набор оружия из гробницы.

DSC00352_resize.JPG

DSC00344_resize.JPG

DSC00342_resize.JPG

DSC00341_resize.JPG

DSC00345_resize.JPG

DSC00346_resize.JPG

Копия знаменитой маски.

DSC00343_resize.JPG

Деньги.

DSC00353_resize.JPG

DSC00354_resize.JPG

Печати – это уже восточное влияние шумеро-вавилонской культуры. Большая часть минералов, из которых сделаны печати, на Балканах не встречается. Это и многие другие находки далеко от Микен говорят о развитой торговле между полисами.

DSC00372_resize.JPG

DSC00373_resize.JPG
Subscribe

  • Сладкий яд для души

    Отравим души ядом путешествий, – о как желанен сладкий этот яд! Нет для него потерь, препятствий, бедствий – чуть отхлебнул – и нет…

  • Ворота к центру Земли

    Приходит Солнце в Эфиопию – с Востока, Своим Лучом прорезав мрак ночной, И Льва ему навстречу смотрит око, Лев – символ Эфиопии! Он -…

  • Каменные склоны Абиссинских гор

    13 месяцев безоблачного неба! Сияет солнце там всё время в небесах! Когда-нибудь увидеть это! Где бы? Писать об этом можно лишь в стихах. Эфиопия…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Сладкий яд для души

    Отравим души ядом путешествий, – о как желанен сладкий этот яд! Нет для него потерь, препятствий, бедствий – чуть отхлебнул – и нет…

  • Ворота к центру Земли

    Приходит Солнце в Эфиопию – с Востока, Своим Лучом прорезав мрак ночной, И Льва ему навстречу смотрит око, Лев – символ Эфиопии! Он -…

  • Каменные склоны Абиссинских гор

    13 месяцев безоблачного неба! Сияет солнце там всё время в небесах! Когда-нибудь увидеть это! Где бы? Писать об этом можно лишь в стихах. Эфиопия…