Мои путешествия (krisandr) wrote,
Мои путешествия
krisandr

Categories:

Прага. Часть 10

Рыцарь Брунцвик печален
На скромном своем пьедестале,
Не допущен к парадному строю
Элиты святой.
Ты прекрасен, мой рыцарь,
В своей сокровенной печали;
Обнаженный твой меч
Освящен золотою росой.
                      Евгения Михалева.

sv-ivo_resize.jpg

Продолжение.
Теперь, если идти в обратном направлении, от Малостранских мостовых башен к Староместской мостовой башне, то на южной стороне Карлова моста его скульптуры расположились в следующем порядке: Святой Вацлав, князь и покровитель земли чешской, многое сделавший для распространения христианства в Чехии (1858 год, Йозеф Бём).

svvaclav_resize.jpg

Вацлав был воспитан в христианской вере своей бабушкой Святой Людмилой. Стал чешским князем в 924 году и период его правления был временем значительного расцвета чешского государства, а сам он упоминается как усердный христианин, который освобождал заключенных, подавал милостыню бедным и утешал больных, способствовал тому, чтобы в Чехии проводилась литургия, как на славянском, так и на латинском языке. Был убит родным братом, воспитанным в языческих традициях.
Святой Вацлав стоит, опираясь на левую ногу, правая нога согнута в колене и чуть отведена в сторону. На его левой руке висит щит, изображающий герб с эмблемой орла и этой же рукой он словно «обнимает» знамя. Вацлав облачен в княжескую одежду, голова увенчана короной. Шея князя вытянута, подбородок устремлен чуть вверх, глаза закрыты, руки сложены перед собой: он совершает молитву, плотно прижав ладони друг к другу. Поза подчеркивает его приверженность христианству.
Заказчиком скульптуры выступало пражское общество слепых, о чем свидетельствует надпись на постаменте: «В память о праздновании 25-летнего юбилея со дня основания общества слепых, состоявшегося в Праге 4 октября 1857 года».
Скульптурная группа Святых Иоанна де Мата, Феликса де Валуа и Иоанна Чешского, часто называемая Пражский Турок (1714 год, Фердинанд Брокоф).

чешский_resize.jpg

Французский богослов Иоанн (Жан) де Мата и пустынник Феликс де Валуа основали в 1198 году католический нищенствующий монашеский орден тринитариев для выкупа пленных христиан из мусульманского плена. Средства для выкупа монахи добывали сбором милостыни, но нередки были случаи, когда тринитарии отдавали себя самих в рабство за освобождение пленников. Достоверно установлено, что за 437 лет Орден Тринитарии (Пресвятой Троицы) выкупил из мусульманского плена 30 732 невольника, и среди них автора романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Мигеля де Сервантеса.
Святой Иоанн Чешский, или, как его еще называют, Иван под Скалой был первым пустынником не только земли Чешской, но и всего славянского мира, живший в густом лесу у подножия горы недалеко от современной Праги в IX веке.
Скульптурная композиция изображает скалу с пещерой, в которой за решеткой томятся и просят о пощаде трое пленных христиан, которых стерегут собака и Турок, олицетворяющий мусульман. Картуш с изображением ангела над пещерой одной рукой держит Святой Феликс де Валуа, подавая другую руку освобожденному узнику. Над Турком стоит Святой Иоанн де Мата с символическими кандалами, рядом с ним священный олень с крестом между рогами. Сидя на вершине скалы, на происходящее взирает первый славянский пустынник Иоанн Чешский с золотым крестом в руках.

DSC03208_resize.JPG

Святой Войтех, второй епископ Праги, покровитель Чехии, более известный в Европе под именем Адальберт Пражский (1709 год, Михаил Брокоф, копия).

svvoyteh_resize.jpg

Войтех родился в 955 году болезненным, и его родители из могущественного чешского княжеского рода Славниковичей в стремлении исцелить младенца положили его на алтарь Девы Марии. Случилось чудо излечения, и в благодарность за спасение Войтеха определили служению Церкви и святому Римскому Престолу. Когда Войтех учился в монастырской школе, его духовным наставником был Адальберт Магдебургский, который и дал Войтеху при миропомазании имя своего небесного покровителя. В 982 году против желания Войтех был избран пражским епископом. Жил в добровольной бедности, активно боролся с языческими верованиями, которые все еще были сильны в Чехии, по всей стране создавал мужские монастыри и монашеские ордена, отличался ревностным служением церкви. Пражане несколько раз изгоняли из города своего епископа, требовавшего слишком строгого соблюдения церковных канонов. После очередного изгнания Войтех проповедовал христианство неподалеку от нынешнего Калининграда, где и встретил свою смерть от рук прусских язычников. После гибели его останки были выкуплены чешским князем Болеславом Храбрым, причем вес выплаченного золота равнялся весу мощей великомученика, которые и сейчас находятся в кафедральном соборе Святого Вита в Пражском Граде.
На скульптуре Святой Войтех изображен в облачении архиепископа с Евангелием в левой руке.
Оригинал скульптуры хранится в «Горлице» Вышеграда.

августин_resize.jpg

Видение Святой Луитгарды, монахини цистерцианского ордена, покровительницы людей с ограниченными возможностями (1710 год, Матиаш Браун, копия).

svluit_resize.jpg

Родилась Луитгарда в Бельгии в 1182 году, двенадцатилетней девочкой ее отдали в бенедиктинский монастырь, а в уже в 23 года она стала настоятельницей монастыря. К ордену цистерцианцев, известных своими строгими порядками, Луитгарда присоединилась в 1208 году. В последние годы жизни монахиня ослепла, но не прекращала встречаться с людьми, помогала и исцеляла их. В предании говорится, что перед смертью Луитгарде было видение, в котором к ней пришел Иисус Христос сообщить о ее смерти. Он склонился над слепой монахиней, чтобы она смогла исцелить его раны своим поцелуем. После этого Луитгарда и Иисус обменялись сердцами.
Это видение и было воплощено в скульптуре: Иисус сам пришел за Луитгардой; она несла радость людям, но ее жизнь и служба на земле уже закончились. Склонившись над святой, Иисус просит ее о последнем деянии – исцелить его самого.
Оригинал скульптуры хранится в Лапидарии Национального музея.

луитгарда_resize.jpg

Святой Николай Толентинский, монах — августинец, который лечил безнадежно больных хлебом, осененным крестом (1708 год, Иероним Кол, копия).

DSC03216_resize.JPG

Родился в 1245 году и уже в отрочестве был отдан родителями в монастырь августинцев итальянского города Толентино, где и провел всю свою жизнь. Прославился аскетической жизнью, пророческими видениями и самоотверженным служением ближним. Призывал к миру в раздираемом противоречиями между гибеллинами и гвельфами городе. Согласно житию святого, однажды, ослабев после сурового поста, он увидел Деву Марию и Святого Августина, которые велели ему начертить на хлебе знак креста, намочить его в воде и съесть, что привело к немедленному выздоровлению. После этого монах начал раздавать такие хлеба больным, и с тех пор у августинцев существует обычай распространять «хлеб Святого Николая».
На скульпторе Святой Николай Толентинский изображен в традиционном одеянии монаха — августинца с лилией в одной руке и хлебом в другой. Чашу с хлебами, способными исцелять больных и спасать от недугов, держит ангел.
Оригинал скульптуры хранится в «Горлице» Вышеграда.

толентинский_resize.jpg

Святые Винсент Феррер и Прокоп Сазавский, добровольно принявшие суровую жизнь аскета и обратившие в христианство тысячи язычников, иудеев и арабов (1712 год, Фердинанд Брокоф).

fereska_resize.jpg

Винсент Феррер родился в 1350 году в испанской дворянской семье и в 18-летнем возрасте вступил в орден доминиканцев. Во время Великого Раскола предпринимал все возможное для сохранения мира и единства Церкви, хотя первоначально выступал в поддержку авиньонской партии и антипапы. Практиковал суровые аскетические практики, круглый год соблюдал строгий пост, спал на голой земле, передвигался только пешком.
Начиная с 1401 года, Винсент Феррер посвящает себя миссионерской деятельности среди катаров Франции, Италии и Швейцарии. Его проповеди вернули в католицизм большое число отступников, а проповедь против тщеславия привела к тому, что знатные дамы Лигурии перестали носить пышные прически.
Прокоп Сазавский, один из самых известных чешских национальных святых, родился в 970 году в семье мелкопоместных дворян. С юных лет изучал духовные книги и став священником, ушел в пражский монастырь бенедиктинцев. Позднее предпочел жизнь отшельника и поселился в лесу на берегу реки Сазавы, где много молился и работал: выкорчевывал деревья и возделывал землю. Среди местных жителей ходили легенды, что пустынник Прокоп пашет землю на впряженном в плуг черте, погоняя его крестом. Постепенно у Прокопа появились ученики, через некоторое время вокруг его пещеры возникло небольшое монашеское поселение, из которого позднее возник Сазавский монастырь, первым настоятелем которого стал Святой Прокоп. Монастырь был центром славянской культуры и последним местом в Чехии, где совершалось богослужение на церковнославянском языке.
На скульптуре Святой Винсент Феррер в доминиканских одеждах одной рукой изгоняет дьявола из человека, стоящего перед ним на коленах, а другой воскрешает из мертвых усопшего, лежащего в могиле. Святой Прокоп Сазавский в аббатском облечении держит жезл над укрощенным крылатым сатаной. Барельефы пьедестала изображают турка, иудея и черта, которые также символически находятся под пятой святых.
Святой Франциск Ассизский, католический монах и проповедник, основатель названного его именем нищенствующего ордена францисканцев (1855 год, Эмануил Макс).

DSC03229_resize.JPG

Родился в 1182 году в итальянском городе Ассизи в семье богатого торговца шелком, который часто ездил по делам во Францию, в память которой и назвал своего сына Франциском. В молодости вел разгульную жизнь богатого наследника, но в 24 года, после ряда видений, полностью посвятил себя Богу, начал жить в крайней бедности, ухаживал за прокаженными, собственными руками восстанавливал разрушенные часовни, проповедовал в Испании, Южной Франции, Египте, Палестине. В 1209 году основал орден францисканцев с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.

IMG_5457_resize.jpg

На скульптуре Святой Франциск Ассизский облачен в монашескую рясу с капюшоном, на его ладонях и груди отчетливо заметны стигматы — кровоточащие язвы-знаки, которые открываются на теле в тех местах, где располагались раны распятого Иисуса Христа. Постамент со статуей святого выдвинут чуть вперед, за его спиной и по бокам — два ангела-хранителя. Один из них плотно прижимает к себе обеими руками огромную книгу – библию. Постамент статуи увенчан надписью: «Святому Франциску Ассизскому в благодарность за чудесное спасение императора Франца Иосифа в феврале 1853 года».
Святая Людмила, чешская княгиня, первая мученица и первая покровительница Чехии (1720 год, Матиаш Браун, копия).

DSC03230_resize.JPG

Будучи дочерью сербского князя-язычника, стала женой чешского князя Борживоя и вместе с ним приняла крещение от самого Мефодия в 871 году. Вела строгую, благочестивую жизнь, обращала чешский народ в христианство, сохранила в стране славянское богослужение. Воспитала в духе христианства своего внука, будущего князя Святого Вацлава. В 921 году, по приказу невестки-язычницы, была задушена во время молитвы собственной вуалью.

DSC03242_resize.jpg

В центре скульптурной композиции возвышается величественная статуя Святой Людмилы, справа от нее стоит юный Вацлав, на его голове надета корона — свидетельство будущего пребывания на троне, а слева расположился маленький ангел-хранитель. В левой руке великомученица крепко сжимает вуаль, которой будет задушена, а правой указывает на библию, по которой учит читать Вацлава. Постамент скульптуры украшает барельеф, отображающий момент убийства князя Вацлава родным братом-язычником.

sv-ludmila-jpg_resize.jpg

Оригинал скульптуры хранится в «Горлице» Вышеграда.

людмила_resize.jpg

Раньше на этом месте стояла скульптура Святого Вацлава в окружении ангелов, которая обрушилась во Влтаву при наводнении 1784 года. Теперь она хранится в Лапидарии Национального музея.

ангелы_resize.jpg

Святой Франсиско Борджиа, один из самых успешных и лучших генералов ордена иезуитов (1710 год, Фердинанд Брокоф).

karlov-most-s14.1_resize

Родился в 1510 году в семье из знатного каталонского рода Борджиа, воспитывался как придворный кавалер при дворе своего дяди короля Арагонского. После смерти императрицы Священной Римской империи Изабеллы Португальской, у которой был советником, заявил, что больше никогда не будет служить смертному господину, отказался от всех мирских званий и вступил в орден иезуитов. В 1565 году был избран третьим генералом ордена и этот день называл днем своего распятия. Внес значительный вклад в развитие религии, организовал правильную подготовку послушников, основал миссии ордена иезуитов в Перу, Мексике и во Флориде.
На скульптуре Святой Франсиско Борджиа изображен между двумя ангелами в одеянии священника. Оба ангела держат в руках святые изображения, первый — образ Богоматери, второй — Святых Даров.
Святой Христофор, покровитель скитальцев, мореплавателей и путешественников (1857 год, Эмануил Макс).

DSC03248_resize.JPG

Одна из легенд гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, принявшим христианство. Гигант отыскивает святого отшельника, у которого просит совета, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвел Христофора к опасному броду через реку и сказал, что большой рост и сила воина помогут людям пересекать бурную реку. Однажды, когда Христофор спал, к нему подошел ребенок и попросил помочь переправиться через реку — символ перехода в потусторонний мир. Христофор посадил его на плечи и вошел в воду. С каждым шагом поток становился все более бурным, а ребенок сделался неимоверно тяжелым. С большим трудом Христофор добрался до противоположного берега и, опустив своего пассажира на землю, произнес: «Кто ты, дитя, ввергнувшее меня в такое испытание? Взвали я весь мир на свои плечи, то даже такая ноша не показалась бы тяжелее!». Младенец ответил: «Христофор, не удивляйся, ибо ты нес на плечах своих не только весь мир, но и того, кто сотворил его. Я — Иисус Христос, Царь Небесный». Так нарек Иисус его Христофором, что означает «несущий Христа».
Ранее, на месте скульптуры находилась сторожевая будка, но в 1784 году во время наводнения эта часть Карлова моста была разрушена и будку смыло. Все пятеро стражников, находящихся там, погибли. После этого движение по мосту ограничили, а пост восстанавливать не стали. Было принято решение установить скульптуру, на которой изображен Святой Христофор, несущий маленького Иисуса на плечах через бурные воды реки.

kristofer_resize.jpg

Святой Франциск Ксаверий, одним из самых успешных миссионеров католической церкви, сооснователь ордена иезуитов (1711 год, Фердинанд Брокоф).

frantisek_resize.jpg

Родился в 1506 году в аристократической баскской семье и в 19 лет отправился учиться в Парижский университет, где познакомился с Игнатием Лойолой. 15 августа 1534 года в часовне Монмартра Франциск Ксаверий вместе с Игнатием Лойолой и еще 5 сподвижниками принес клятву посвятить свою жизнь служению Богу. Этот день считается днем основания Общества Иисуса (ордена иезуитов). За 11 лет пребывания на Гоа, Цейлоне, в Индонезии, Японии и Китае основал множество церквей и монастырей и обратил в христианство тысячи местных жителей.
На высоком постаменте, который поддерживают азиат, самурай и негр, Святой Франциск Ксаверий осеняет высоко поднятым распятием индийского принца, готового принять христианство. Мальчик с морской раковиной протягивает святому воду для крещения. По левую руку от Франциска задумчиво сидит молодой человек с книгой в руках — это автопортрет скульптора Фердинанда Брокофа.
До наших дней оригинал скульптурной композиции не дошел, так как его поглотили воды Влтавы во время катастрофического наводнения 1890 года. Копия статуи была изготовлена и установлена на Карловом мосту лишь 23 года спустя.

DSC01894_resize.JPG

Святой Иосиф, муж Девы Марии и приемный отец Иисуса Христа (1853 год, Йозеф Макс).

iosef_resize.jpg

Согласно евангельскому рассказу Иосиф по прямой линии происходил из рода царя Давида, проживал в глухом городке Назарет и пребывал в бедности. Иосиф был женат дважды (Мария была второй женой) и от первого брака у него осталось шесть детей: четыре сына и две дочери. О его жизни, кроме обстоятельств рождения Христа, практически ничего не известно. По профессии он был плотником, поэтому считается покровителем плотников, столяров и дровосеков. Король Чехии и император Священной Римской империи Фердинанд III своим указом «назначил» его покровителем чешских земель.
На скульптуре Святой Иосиф в левой руке держит лилию, символ Девы Марии, обозначающий чистоту и непорочность. Правой рукой он поддерживает маленького Иисуса Христа, благословляющего город.
Оплакивание Христа, эпизод Страстей Христовых (1859 год, Эмануил Макс).

IMG_5464_resize.jpg

Оплакивание Христа после снятия его тела с креста является сюжетом в ряде апокрифических и теологических сочинений и отсутствует в канонических текстах. В отличие от «Пьеты», где тело Иисуса находится на коленях у рыдающей Богоматери, и отсутствуют другие персонажи, в сцене Оплакивания Христос обычно лежит на земле, окруженный несколькими фигурами.
На скульптурной композиции Карлова моста над телом Спасителя в молитве склонились сама Богородица, Мария Магдалина (раскаявшаяся блудница, последовавшая за Иисусом после исцеления от одержимости семью бесами) и Иоанн Богослов (автор четвертого Евангелия и один из любимых учеников Христа).

oplakivanie-hrista1_resize.jpg

Святые Варвара, Маргарита и Елизавета (1707 год, Фердинанд Брокоф).

elizavetiii_resize.jpg

Варвара Илиопольская отличалась особенной красотой и была заперта отцом-язычником в башне, из окна которой при наблюдении окружающего мира пришла к мысли о наличии единого Создателя. Выпущенная из башни перед замужеством, познакомилась с христианами Ливана и приняла крещение. По приказу отца ее жестоко пытали и обезглавили в 306 году. Покровительница горняков и шахтеров.
Маргарита Антиохийская была дочерью языческого жреца, который изгнал ее из дома за принятие христианства. Римский префект, очарованный красотой нищенствующей странницы, предложил ей замужество при условии, что она отречется от Христа. Отказ Маргариты привел к тому, что ее жестоко пытали и в 304 году казнили. Покровительница урожая, защитница от клеветы и наветов.
Елизавета Венгерская была дочерью венгерского короля и в 1221 году стала женой правителя Тюрингии. Под влиянием францисканских монахов помогала обездоленным, строила больницы для бедных. Покровительница медиков и пекарей.
На скульптуре Святые Варвара и Маргарита изображены с венцами мучениц на голове, у ног Маргариты дракон, которому она отрубила голову. Святая Елизавета подает милостыню нищему, который с благодарностью смотрит на свою благодетельницу.
Святой Иво, церковный судья ордена францисканцев, покровитель вдов, сирот и бедных (1711 год, Матиаш Браун, копия).

DSC03263_resize.JPG

Иво Бретонский с 1267 года изучал юриспруденцию и каноническое право в Парижском и Орлеанском университетах. Будучи церковным судьей, защищал интересы католической церкви от притязаний светской власти. Особое внимание уделял нуждающимся людям, поэтому он снискал популярность среди простых людей, которые называли его «адвокатом бедных». Вел скромную, аскетическую жизнь, организовывал больницы, детские дома и приюты для бездомных.
Скульптурная композиция изображает суд, на котором Святой Иво вместе с Фемидой, богиней правосудия, на глазах которой повязка — символом беспристрастия судьи, решают спор между сыном и матерью.
Оригинал скульптуры хранится в Лапидарии Национального музея.

иво. Б_resize.jpg

Единственная статуя, которая стоит не на мосту, а на его опоре с южной стороны Карлова моста – легендарный рыцарь Брунцвик (1884 год, Людвик Шимек).

IMG_5451_resize.jpg

DSC03218_resize.JPG

Согласно чешским преданиям, рыцарь Брунцвик на третий год своего царствования отправился странствовать по свету с целью совершения подвигов и прославления родины. Испытав много опасных приключений, едва не погибнув, однажды рыцарь спас жизнь Царю зверей. Лев стал его другом — защитником и помог добыть волшебный меч, который сам рубил головы неприятелям.
Вернувшись домой, Брунцвик занял свой трон, на котором благополучно правил 40 лет под охраной верного льва и волшебного меча. Считается, что этот лев изображен на гербе Чехии, а меч спрятан в основание Карлова моста, и будет лежать там до тех пор, пока Праге ничего не угрожает.
Про рыцаря Брунцвика писала Марина Цветаева: ««У меня есть друг в Праге, каменный рыцарь, очень похожий на меня лицом. Он стоит на мосту и стережет реку: клятвы, кольца, волны, тела. Ему около пятисот лет и он очень молод: каменный мальчик». Брунцвику она посвятила стихотворение «Пражский рыцарь».
Бледный
Страж над плеском века –
Рыцарь, рыцарь,
Стерегущий реку.
На постаменте стоит фигура рыцаря Брунцвика, одетого в доспехи XVI века, в его правой руке легендарный волшебный меч, в левой — щит с изображением герба Старе-Места, у его ног — лев, преданный слуга и верный друг.

рыцарь_resize.jpg

рыцарь Б_resize.jpg

По легенде, каждая статуя Карлова моста строго по очереди берет под свое покровительство ребенка, родившегося на Кампе, острове, что под мостом. Дошла очередь и до Брунцвика стать защитником новорожденного. Думал Брунцвик, что под его опекой вырастет ребенок благородным рыцарем и борцом за справедливость и свободу.
Брунцвик сошел со своего пьедестала, ловко перескочил перила и нетерпеливо расхаживал по Карлову мосту, звеня латами и высекая искры шпорами. И вот выбежал из домика на Кампе какой-то человек без пальто, и Брунцвик остановил его вопросом: «Скажите, пожалуйста, у кого-то на Кампе сегодня родился мальчик? Он здоров?». У суетливого человека не было времени даже посмотреть, кто его спрашивает, он только гордо выкрикнул: «Это у меня. Как раз спешу рассказать свату. Это девочка». И побежал дальше, не заметив, что Брунцвик остался стоять, как окаменелый. Рыцарь так ждал своего подопечного, мечтал воспитать его по своему образцу, и вот воину досталась забота о девочке. Ему казалось, что он видит слабые улыбки на лицах остальных статуй моста. Разочарованный, Брунцвик залез на свой столб и повернулся к Кампе спиной.
Девочку назвали Аничка, она была здорова и быстро росла. Брунцвик часто слышал, как она звала маму на помощь, когда мальчишки к ней задирались, и рыцарь бурчал себе под нос: «Была бы похожа на меня, так врезала бы тому пацану разок». Но Аничка только верещала и пищала.
Когда она начала ходить по Карлову мосту, Брунцвик сначала видел над каменными перилами только хвостик ее волос, а по мере того, как она росла, уже и красивую голову. Она вставала на цыпочки и бросала косточки от черешни в гнездо, которое воробьи свили под ногами льва Брунцвика. Ее поведение рыцарю казалось недостойным, одним словом, девчонка! Потом она подросла и начала работать в красильне. С дюжиной других девчат она красила бумазею, полотно, шелк, ходила по Карлову мосту с руками, забавно окрашенными по локоть. То зелеными, как у лягушки, то красными, будто вымазанными малиной, иногда синими, будто к ним прилип кусок небесной лазури. Корпела от рассвета до заката, чтобы вечером принести домой несколько монет, и Брунцвик часто слышал, как она и ее подружки сетовали, выливая грязную воду в реку, на тяжелый труд и низкий заработок. Брунцвик каждый раз сжимал зубы: «Если бы она была другой, бросила бы хозяина в бак с краской или во Влтаву!». Да куда там, Аничка не такая!
Потом наступил 1848 год. Брунцвик весь оживился, его Прага взбунтовалась и воевала. Если бы мог, прибежал бы на помощь чешским студентам и подмастерьям, которые построили баррикаду перед Староместской мостовой башней против австрийского войска. Бой длился долго, и по Кампе разнеслась весть, что на Старо-Месте свирепствует голод. Красильщицы с Кампы не только посочувствовали храбрым защитникам, но и решили испечь им булок и пирогов. Купили муку, дочиста отмыли руки и испекли. Труднее было решить, кто отнесет подарок, потому что императорские солдаты стреляли залпами с малостранского берега, а над Карловым мостом пули так и свистели. Выбрали Аничку, потому что была самая маленькая. Она взяла корзину и быстро-быстро перебежала Карлов мост.
Защитники моста встретили ее, обрадовались и с большим аппетитом съели выпечку. Теперь бы Аничка могла вернуться на свой берег с пустой корзинкой, но императорское войско усилило стрельбу, начало бить из пушек и метать зажигательные бомбы. Мельницы у моста вспыхнули большим пламенем, и Аничке пришлось остаться, скрываясь за баррикадой. А там начало происходить недоброе. К повстанцам пришли рассудительные горожане с советом оставить безнадежное сопротивление против мощной императорской власти. Они боялись, что из-за какой-то свободы сожгут их доходные дома, а если повстанцы сложат оружие, государь император будет к ним милостивым и лишь снисходительно накажет за их бессмысленный бунт.
После таких благоразумных советов начали сомневаться защитники моста, уже было больше разговоров, чем стрельбы, некоторые начали думать, как бы спастись, уцелеть. Как увидели, что на другом берегу австрийские солдаты готовят новую атаку, собрались уже оставить баррикаду. От всего этого Аничке стало очень печально на душе, она вспомнила, как отдала свой заработок на муку, как песком отмывала руки и локти, прежде чем начала замешивать тесто, как всю ночь пекла, как бежала по мосту под градом пуль.
Неожиданно Аничка совершила то, чего сама не могла объяснить. Она своими руками подняла красно-белый флаг, который кто-то уже опустил. Как же она была рада, что руки чистые! Внезапно, сама не зная как, оказалась на вершине баррикады, замахала флагом и воскликнула: «За Прагу! За родину! За свободу!», не подозревая, что это рыцарь Брунцвик вложил в ее сердце отвагу и в ее уста эти слова. Защитники сразу прекратили малодушные речи, взялись за ружья, заняли свои места на баррикаде и австрийские солдаты отступили. Прагу в тот день они не завоевали!
Прошло много лет, Аничка вышла замуж, стала дородной мамочкой с тихим и мягким характером. Но всегда, когда она с детьми проходила по Карлову мосту, Брунцвик гордо распрямлял грудь, рыцарски поднимал меч для ее приветствия и гордо оглядывался на остальные статуи.

                                                                                                                                                                              


Subscribe

  • Иностранец своего отечества

    Вы, с квадратными окошками, невысокие дома,- Здравствуй, здравствуй, петербургская несуровая зима! И торчат, как щуки рёбрами, незамерзшие катки, И…

  • Экран пространства и воды

    «...По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца... Где прежде финский рыболов Бросал в неведомые воды свой…

  • Самоизоляция

    80 лет со дня рождения поэта Никто не умрёт девственником - жизнь всех поимеет Курт Кобейн Не выходи из комнаты, не совершай ошибку. Зачем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments