Мои путешествия (krisandr) wrote,
Мои путешествия
krisandr

Categories:

Прага. Часть 12

Вот и пражский вокзал.
Я люблю этот запах вокзальный,
Ведь вокзал – это храм
Для бродячих неистовых душ;
Вот и пражский трамвай –
Быстроходный, во всем идеальный;
Вот и улочек пражских
Старинный загадочный дух.

Здесь теснятся дома,
Обнимая любовно друг друга;
Приглашает на чашечку кофе
Уют площадей;
И заветных историй
Вам столько нашепчет на ухо
Прогулявший всю ночь,
Разомлевший от пива Морфей!
                           Евгения Михалева.

Fontan-Pisayushhie-muzhchiny-.-Praga_resize.jpg

Тынский двор в 11 веке являлся укрепленным внутренним двором, где собирались торговцы, приезжающие из других стран. Раньше, чтобы попасть в Тынский двор, торговцы должны были заплатить дань правителю, после чего им открывался проход через канаву или стену, отделявшую Унгельт от Праги. Данная плата давала гарант личной безопасности и безопасности товара. Позже дань правителю заменилась на таможенную пошлину со всех привезенных товаров при въезде или выезде из Праги. Именно название Тынского двора -Унгельт - в переводе со старонемецкого языка означает - таможенная пошлина.

DSC01771_resize.JPG

DSC01772_resize.JPG

В 1558 году король Фердинанд I пожаловал старый тынский дом своему верному таможеннику Якубу Грановскому из Гранов. У него было право держать вина и трактир, не платить налогов ни городу, ни королю. В 1560 году Грановский перестроил дом в ренессансном стиле.

DSC01774_resize.JPG

IMG_5545_resize.jpg

IMG_5546_resize.jpg

DSC01775_resize.JPG

Если войти в Унгельт через западные ворота, то слева – дворец Грановского.

ungelt_resize.jpg
Йозеф Пекарек. Вход в Унгельт.

DSC01777_resize.JPG

IMG_5547_resize.jpg

Малая площадь Праги находится вблизи Староместкой площади и полностью сохранила свою планировку ещё со времён средних веков. Но площадь на этом месте была не всегда. В 1993 году при земляных работах было обнаружено несколько десятков могил, отнесённых к периоду раннего средневековья.

Малая-площадь-3-800x621.jpg

На территории будущей площади издавна сходились два старинных торговых пути. В XIV в. здесь постоянно продавали фрукты и женские украшения. Разные части возникшей на этом месте площади в это время именовали Фруктовым и Венечицким рынками. Селились здесь и ремесленники. В конце XV в. её часто называли «Под уздой», потому что здесь в мастерских изготавливали конские уздечки. Однако в XVII в. за площадью снова закрепилось торговое название Малый рынок. Современное наименование площадь получила в середине XIX в.

DSC01829_resize.JPG

На этой треугольной площади находится старинный фонтан 1560 года с ограждающей его высокой кованной ажурной решёткой. Она полностью смыкается над фонтаном и в центре свода установлен шпиль с позолоченным шаром и знаменитой геральдической фигурой чешского льва.

DSC01830_resize.JPG

Самая яркая архитектурная постройка её – Роттов дом. Это был первый каменный дом. В течение нескольких веков он сменил немало владельцев, пока его не приобрел Ротт, о чем свидетельствует надпись “V.J.Rott”. Дом был перестроен в 1890 году. Красивые фрески на фасаде, аллегории земледелия и ремесел, были рекламой магазина, который находился в здании. А в XV веке здесь находилась типография печатника Пытлика, в которой появилась на свет первая чешская Библия.

DSC01833_resize.jpg

На Малой площади находятся сразу три аптеки времен Средневековья. В доме №1 «У Золотого Ангела» держал в 1374 году аптеку флорентиец Анджело. В доме №12 «У Золотой лилии» аптека была открыта в XV веке. Чуть позже открылась аптека «У Золотого орла».

r5-640x389_resize.jpg

Новая ратуша находится на Марианской площади, которую называют «Мафианской» (мафиозной). Ратуша была построена в 1911 году.

DSC01841_resize.JPG

Ранее на ее месте стоял дом под названием «У золотого аиста», и в первой половине XIX века в этом доме жил известный чешский писатель И.Тыл. В связи с перестройкой Старого Города дом был снесен. Новое здание должно было выполнять функцию городского муниципального дома. Трехлетнее строительство дома на целый квартал обошлось городу в 2,1 миллиона крон.

DSC01835_resize.JPG

DSC01836_resize.JPG

На балконе флаг Чешской республики, Евросоюза и Праги. Под крышей герб Чешской республики.

DSC01840_resize.JPG

DSC01843_resize.JPG

Статуи, расположенные на крыше, изображают античных философов и символизируют мудрость как высшую добродетель правителей. С мая 1945-го года здесь находятся канцелярия губернатора и пражский муниципалитет.

DSC01839_resize.JPG

Клементинум, расположенный напротив Ратуши, с середины XVI-го века принадлежал иезуитскому ордену. В XVIII веке он был распущен, а комплекс строений стал принадлежать Карлову университету и Архиепископской семинарии.

DSC01837_resize.JPG

Городская библиотека.

DSC01838_resize.JPG

DSC01842_resize.JPG

На фасаде этого дома стоит интересный знак, который своим появлением обязан ювелирам, которые владели им на протяжении 120-ти лет.

U-Zlatogo-hada_resize.jpg

DSC01851_resize.JPG

1285555275_b17354a6e4_o_resize.jpg

Появился этот знак во второй половине 18-го века. На нём изображён золотой змей, свитый в кольцо и опирающийся на извивающийся хвост, а на голове с раскрытой пастью – корона. Сам змей помещён на картуш красивой формы, тоже украшенный золотыми фигурками, напоминающими гребешки волн. С тех пор дом и получил название «У Золотого Гада». И, несмотря на такой профессиональный знак, прославился он в сфере, никак не связанной с ювелирным искусством. Дому повезло стать кофейней, широко известной в Праге.
Появился в Праге то ли армянин, то ли араб, а на самом деле, молодой авантюрист по имени Георгиус Деодатус Дамаскенус, у которого за душой, кроме двух мешков кофе, купленных на последние деньги, не было ничего.
Господин Иржи, в которого превратился Деодатус после долгих хлопот, выходил на торговлю в восточном платье, в туфлях с загнутыми носами и в тюрбане. Тюрбан имел чисто производственное значение – на нём был установлен специальный поднос с кувшином кофе, а остальную снасть, сковороду с углями и сундучок с чашками, новоявленный торговец носил в руках.
Здесь он и открыл ту самую кофейню, которая получила широкую известность в Праге. Дела с новой кофейней шли прекрасно, господин Деодатус богател, а в 1714 году он женился на чешке, и вскоре обзавёлся двумя детьми, дочерью и сыном.

DSC01858_resize.JPG

Со временем господин Деодатус, благодаря своей склонности к местным красоткам, наделал долгов, потерял своё состояние и сбежал в Лейпциг. Но через год он опять появился в Праге и попробовал начать сначала, на этот раз - на чае и ликёрах. Так, в страстях и тревогах, и дожил он благополучно до 90 лет, и в таком солидном возрасте покинул этот скорбный мир.
Дом «У Золотого колодца» изначально принадлежал императору Рудольфу II. Находится он напротив дома «У Золотого Гада».

DSC01855_resize.JPG

DSC01852_resize.JPG

Красивейший фасад дома направлен на Карлов мост. Его украшают рельефы Св. Вацлава, Св. Яна Непомуцкого, Св. Роха, Себастьяна, Игнаца, Франтишка Ксаверского и Розалии. Центр фасада украшен рельефом Девы Марии. Размещение их на доме имело для Праги магическое значение, потому что в прошлом большинство из этих святых считались защитниками от эпидемии чумы.

DSC03291_resize.JPG

IMG_5485_resize.jpg

Один из нижних этажей здания скрывает в себе подвал с тремя подземными ходами, один из которых вел к иезуитам. Вода из колодца, который принадлежал этому дому, всегда была чище и вкуснее.

DSC03292_resize.JPG

DSC01783_resize.JPG

Неспешно прогуливаясь по Пражским улочкам, неожиданно возникает странная картина!

IMG_0746_resize.jpg

DSC01916_resize.JPG

Сначала показалось, что человек на крыше пытается спасти другого человека.

DSC01917_resize.JPG

DSC01919_resize.JPG

Оказалось, что это скульптура Давида Черны «Подвешенный», которая представляет собой фигуру Зигмунда Фрейда в полный рост, висящим над пражской улицей, цепляясь одной рукой за горизонтальную мачту. По замыслу скульптора данная работа показывает оторванность интеллигенции от народа. В темноте реалистичную фигуру именитого психолога многие, как и я, принимают за человека, попавшего в беду, и частенько пытаются вызвать к нему пражских спасателей.

Подвешенный-человек-3_resize.jpg

Давид Черны родился 15 декабря 1967 года в Праге. Семья его была тесно связана с искусством: отец был художником-графиком, а мать – реставратором. Еще в детстве Давид отличался бунтарским духом: учитель рисования постоянно изолировал его от остального класса из-за хулиганского поведения.
Черны поначалу отказывался идти по стопам родителей и занимался электротехникой, паял электросхемы. Однако это ему скоро наскучило, и он решил поступить в пражскую Высшую художественно-промышленную школу, но три года подряд не мог пройти по конкурсу. В 1988 году Черны все-таки поступил на специальность «индустриальный дизайн», а за свои эскизы предметов интерьера получил призы на биеннале в Японии.
Широкую известность Давиду Черны принес его перфоманс 1991 года: в ночь с 27 на 28 апреля он вместе с друзьями раскрасил в розовый цвет танк ИС-2 в парке пражского района Смихов, который был памятником советским танкистам, освободившим Прагу от фашистов, но часто ассоциировался у чехов с вторжением стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году. Черны был арестован за хулиганство, танку вернули зеленую окраску, однако спустя 10 дней, воспользовавшись депутатской неприкосновенностью, 15 членов чешского парламента заново покрасили танк в розовый цвет. Черны был отпущен, а памятник демонтирован. Впоследствии художник заявлял, что не против возвращения в Прагу памятника советским танкистам, однако хотел бы, чтобы им был танк Т-34, который участвовал в операции по освобождению Праги во время Второй мировой войны, а не танк ИС-2, который в тех боях участия не принимал.
Наиболее известная работа Давида Черны, скульптура «Конь», изображает Святого Вацлава, сидящего верхом на брюхе мертвого и подвешенного за ноги коня.

david_cerny_cz-1_resize.jpg

Скульптура высмеивает тот пиетет, с которым пражане относятся к знаменитому памятнику работы Йозефа Мысльбека на Вацлавской площади.

DSC01662_resize.JPG

Первоначально скульптура «Конь» располагалась в нижнем конце Вацлавской площади, противостоя своему прототипу, а в настоящее время она находится в пассаже торгового центра «Lucerna». Говорят, что владелица пассажа подписала с Черны договор, по которому памятник провисит в ее магазине до восстановления в стране конституционной монархии.

1333_resize.jpg

В 1994 году, когда скульптор работал в Америке, он создал для музея современного искусства в Чикаго гигантских младенцев - десять «негритят» по 3,5 м каждый. Однако музей не нашел денег на инсталляцию, и фигуры некоторое время кочевали по выставкам, успев побывать даже в Киеве.
В 2000 году Прагу объявили европейским центром культуры. В честь такого события Черны, который в то время жил в пражском районе Жижков, расположил этих «малышей», ползающими на большой высоте вверх и вниз по стенам местной телебашни.

DSC01980_resize.JPG

3392b383f598_resize.jpg

yahooeu_ru_3_resize.jpg

4e0d9d23883a1_resize.jpg

216_resize.jpg

Далеко не всем жителям и гостям Праги понравились «Babies». Телевышку с «младенцами» назвали вторым самым безобразным в мире строением.

prague-tv-tower_resize.png

Трое похожих бронзовых «младенцев» установлены на пражском острове Кампа.

6949974743_75d163f338_o_resize.jpg

0_480cf_2dbd1997_orig_resize.jpeg

__20110815_1398195619_resize.jpg

Давид Черны считает, что искусство должно содержать в себе какое-то послание, нести какой-то подтекст. А провокация – это просто более веское послание. Шутника часто спрашивают, что же он хочет сказать той или иной работой. Однако скульптор считает, что главное – объяснить это самому себе, а некоторые вещи пояснять людям не нужно вообще – пусть догадываются сами.
«Писающих мальчиков» в роли фонтанов видели многие, и путешественника этим не удивишь. Давид Черны пошел еще дальше. У него писают мужчины, установленные во дворе пражского музея Кафки, контролируемые электронным устройством, которое позволяет вращать бедрами манекенов и выводить струями на поверхности озера в форме Чехии разные цитаты.

Fontan-Pisayushhie-muzhchiny-.-Praga_resize.jpg

«Творчество» этого оригинального фонтана можно заказывать по предоплате, и нужная фраза будет буквально «написана».



Произведения Давида Черны часто вызывают резкую критику общественности, тем не менее, его работы стали одной из достопримечательностей чешской столицы.
В Праге много, кроме скульптур Черны, необычных памятников. Хочу закончить рассказ на доброй позитивной ноте.

42_full_resize.jpg

У этой скульптуры простая, но вместе с тем трогательная история. Все произошло словно в сказке. В одном из самых красивых и старых замков Клементинума проводилась выставка работ студентов художественно-промышленной школы Праги. На ней были представлены работы, среди которых была скульптура Магдалены Поплавской. Это была статуя в виде сидящей маленькой девочки, в руках которой фигурка, сложенная из бумаги.
Посетители видели в ее руках то ли журавлика, то ли самолетик, то ли ласточку.
После экспозиции студенты забрали работы, а девочка осталась забытой. После выставки скульптура прижилась в замке на многие годы. Потом пластиковую девочку посадили на крышу постройки комплекса Клементинум, и она и сегодня сидит, свесив свои ножки, и будто следит за прохожими и собирается запустить в них фигурку, которую держит в руках.

IMG_5476_resize.jpg



Subscribe

  • Рай для Робинзонов

    Говорят, что где-то есть острова, где растёт на берегу трын-трава. И от хворости, и от подлости и от горести, и от гордости. Вот какие есть на свете…

  • Наполеон Востока. Часть 2

    Истинный царь над страною не араб и не белый, а тот, Кто с сохою или с бороною чёрных буйволов в поле ведёт. Хоть ютится он в доме из ила, умирает,…

  • Наполеон Востока. Часть 1

    На прохладных открытых террасах чешут женщины золото кос, Угощают подруг темноглазых имбирём и вареньем из роз. Шейхи молятся, строги и хмуры, и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments