Мои путешествия (krisandr) wrote,
Мои путешествия
krisandr

Categories:

Венеция 2

Лагуны раковина свято минувшее в себе хранит.
Вот - лев, страж города. Гранит Сан-Марко. Рядом - мрамор статуй.

Как пепел - стайки голубей, гондолы след на глади водной -
воочию глядишь сегодня на то, что знал с младых ногтей.

Мелькают наших дней мгновенья - с их постоянной суетой -
над изумрудною водой, над камнем розовых ступеней.

Но и мгновению дано постичь: есть вечное на свете.
Дворцы встают из тьмы столетий, хоть их творцы мертвы давно.

(С каким неистовством, с какою любовью должен был творить
художник, чтобы победить: окаменеть, став красотою!)

Фонарь гондолы над лагуной, искрясь, во тьме ночной скользит;
и кажется: собор звучит, дрожат колонн тугие струны;
Венеция, ты - розой юной, растешь среди могильных плит.
                                                                                     Хулио Кортасар

0_8455a_40d57607_XXL.jpg


«Великолепнее нелепости, как Венеция, нет. Построить город там, где город построить нельзя, само по себе безумие; но построить так один из изящнейших, грандиознейших городов - гениальное безумие» - писал Герцен А.И.
Прямо у домов плещется вода. Вот так просто: вышел утром из подъезда, погрузился в лодку - и... на работу... Сложно все представить относительно себя. Этот город всегда представлялся мне нереальным, а после встречи с ним, это стало очевидным. Я не видела толпы, окружавшей меня, не чувствовала запаха улиц, сделанных из воды, я видела… сон! Все вокруг было чудесным, но особенно меня поразила прогулка по средневековой Венеции. Это было самое интимное проникновение вглубь ее веков.

0_resize.jpg

Площадь Святого Марка венчает Дворец дожей, сохранившийся до наших дней в первозданном виде. Когда-то здесь располагалась резиденция правителей Венецианской республики, самого могущественного, богатого и развитого морского государства в Средние века. Прибывавших по морю гостей, прежде всего, встречало именно это здание. С выходящего на залив балкона дож (пожизненно избранный правитель Республики) лично приветствовал прибывавших визитеров.

Palazzo_Ducale_IMG_9081_resize.jpg

0_9ccf0_8e2786f7_XL_resize.jpg

Город, защищенный водой, мог позволить своему дворцу не выглядеть крепостью.
Как будто в насмешку над всеми законами архитектуры верхняя массивная часть Дворца дожей покоится на легких ажурных арках. При первом взгляде кажется, что здание опрокинуто фундаментом вверх и крышей вниз, настолько нелогична сама система его фасада: две ленты слабых опор внизу и высокая сплошная стена наверху.

800px-Campanile_View_IMG_4226_resize.JPG

Дворец - это не просто резиденция дожа, но и штаб-квартира власти вообще: здесь заседали все советы республики, размещались министры, секретариат, суд и даже тюрьма. Площадь рядом была местом публичной демонстрации казненных. Поутру жители могли обнаружить между колоннами повешенного. Объяснений не давалось, но преступление было всегда одно - предательство высшего коллективного интереса. Казнили быстро и ловко, обычно по доносу, но всегда после разбирательства в местном "органе безопасности" - Совете десяти. В последний раз труп был выставлен здесь в 1752 г. и до сих пор считается плохой приметой проходить между колоннами пьяццетты.

0_849dd_a404bf1a_XXL.jpg

1222927_original_resize.jpg

Дворец дожей имеет только один коридорообразный вход-портал - громадные бронзовые ворота, которые называются «Porta dell Carta» («Врата бумаги»).

0_9f04b_bb9a4bc4_orig_resize.jpg

d5_2_resize.jpg

Происхождение этого названия ученые трактуют двояко. Возможно, оно произошло от находившегося неподалеку архива документов или, может быть, потому, что когда-то здесь сидели писцы и помогали составлять горожанам бумаги, жалобы и прошения. Портал этот был создан в 1438–1441 годы. Обилие орнаментов на входе доведено до предела, а тонкость их исполнения - до ювелирной работы. Это фантастическое кружево когда-то блистало позолотой и лазурью. Скульптурная группа над входом изображала крылатого льва Святого Марка и коленопреклоненного перед ним дожа Ф. Фоскари. В XIX веке барельеф заменили новым, а от старой скульптуры сохранились только фрагменты.

0_9cd5d_20759520_XL_resize.jpg

Красивый внутренний дворик Дворца был ареной, где плелись хитрые интриги, где тайно покупали и продавали голоса, потому как в Венеции все должности были выборными.Богатые пытались подкупить бедных, а бедные пытались продать свои голоса подороже. Поэтому вскоре была назначена комиссия, которая наблюдала, чтобы выборы проходили честно. Выбирали 20 аристократов и допрашивали их на предмет подкупа. Если несколько человек показывали, что их пытались подкупить, то подкупавший мог лишиться и титула, и должности.

Doge's_Palace_Courtyard_BLS_resize.jpg

Посередине двора до сих пор стоят и два бронзовых колодца-водоема. В колодцы заливали для аристократов чистую, как слеза, горную воду. Стоила она очень дорого и только очень богатые могли позволить себе пить такой напиток. Такая вода была дороже, чем вино. Множество торговок водой ежедневно заполняли внутренний двор Дворца дожей и разносили отсюда свое холодное и вкусное питье даже в самые отдаленные кварталы Венеции.

0_9ccb2_8dbc5829_XL_resize.jpg

Здесь находились тюремные казематы. Клетки в колодцах были душны и располагались под свинцовой крышей дворца. Вследствие этого летом они раскалялись и были очень холодными зимой. На протяжении многих столетий побег из тюрьмы дворца Дожей считался невозможным. Так, было до тех пор, пока в его застенках не оказался Джакомо Казанова - его обвинили в общении с духами, ереси, разврате и даже краже кошельков. Он провёл около года в застенках, разрабатывая детали побега. Для этого он умудрился даже в полу выдолбить дыру, через которую планировал спуститься в нижний зал. Ему не повезло: когда всё было готово, его перевели в соседнюю камеру. Интересно, что тюремщик, обнаружив дыру, об этом факте начальству не доложил, поскольку Казанова пригрозил обвинить его в соучастии. Второй план побега оказался более удачным. Казанова вместе с соседом пробил дыру на крышу палаццо. После этого они вылезли наверх, затем через окно очутились в комнате дворца и, минуя стражу, покинули Дворец дожей.

DSCN3500_resize.JPG

С внутреннего двора к Дворцу ведет громадная Лестница Гигантов, вырубленная из каррарского мрамора. В 1554 году на верхней площадке лестницы были установлены огромные мраморные статуи Марса и Нептуна - военного и морского покровителей Венеции; так лестница и получила своё нынешнее название. Она была построена в конце XV века. На верхней площадке лестницы совершалась церемония коронования дожей.

0_9ccb3_55ea612e_XL_resize.jpg

0_9ccb4_ee3ffcd9_XL_resize.jpg

Во время венчания дожа лестница превращалась как бы в гигантский трон, где старейший член Совета возлагал на голову нового правителя драгоценный головной убор - символ власти.
ходить по этой лестнице разрешалось только дожам и тем венецианцам, чьи имена значились в "Золотой книге". Всякий другой, кто осмеливался по ней подняться, должен был умереть.

9855.jpg

645545_palacco-della-seta-veneciya_resize.jpg

Лестница ведёт в крытую галерею второго этажа. Вдоль галереи и внутри дворца часто встречаются «почтовые ящики», в которые опускались послания и тайные доносы. Эта плита называется «Уста истины». Анонимные доносы не рассматривались.

ящ_resize.jpg

д_resize.jpg

В XVI веке построили Золотую лестницу, по которой из галереи во дворец могли входить только те венецианцы, чьи имена значились в «Золотой книге». Эту книгу жители Венеции составили в 1315 году и вписали в нее 200 семейств, кому принадлежала власть с тех пор и, как они тогда полагали, навеки. «Золотая книга» хранилась в особой комнате, которая была устроена под Золотой лестницей в 1180 году дожем Циани.

0_9cd79_6b30b495_XL_resize.jpg

800px-Escala_d'Or_-_Scala_d'Oro,_acces._Palau_Ducal_de_Venecia_resize.JPG

5761de655f30.jpg

Вообще в Венеции все было придумано очень хитро: дожи выбирались среди богатых и влиятельных людей города, и именно дожи тратили свои собственные деньги на строительство и реставрацию Дворца и прочих венецианских зданий. Должность эта была почетной. Как правило, дожами становились пожилые люди, которые успели накопить уже солидное состояние. За свое положение и титул дожи получали очень скромное жалование, зато большое уважение граждан. Первый дож, Паоло Люцио Анафесто, был избран в 697 году, а последний, Людовико Манин, покинул свой пост в 1797. За 1100 лет Венецией управляли ровно 120 дожей.
Дворец дожей отражает дух старой Венеции: роскошь, изящество, великолепие и могущество. Венеция дольше остальных итальянских республик сохраняла свою независимость и политический авторитет. В 1797 г. Наполеон Бонапарт занял север Италии и прислал во Дворец дожей адъютанта с сообщением, что он упраздняет Венецианскую республику. После краха Наполеона Венеция стала частью Австрийской империи. И лишь в 1866 г. было провозглашено воссоединение Венеции с Итальянским королевством. Акт об этом был зачитан собравшимся горожанам с балкона Дворца дожей.

0_849de_ec51fe1c_orig_resize.jpg

0_14ef9f_d8a2b6bf_orig_resize.jpg

Золотая лестница ведет в «Зал Большого Совета».

0_9ccef_a48e73d7_XL_resize.jpg

Здесь патриции обговаривали государственные вопросы. Это помещение имеет длину 56 м, ширину – 25 м, а высоту – 5 м, и является самой крупной в мире комнатой, потолок которой не поддерживается ни одной опорой.

2013_07_203_5-8_resize.jpg

Его украшали шедевры Тициана, Веронезе, Тинторетто и других знаменитых художников, но все они погибли при пожаре 1577 г. Во дворце осталась единственная сохранившаяся после пожара картина Тициана, которая находилась при пожаре в мастерской. Во время выборов дожа претендент на его место должен был заказать свой портрет художнику, заплатив за него из своего кармана. На картине он должен был быть изображен стоя на коленях. На упомянутой картине слуга республики - дож Антонио Гримани стоит на коленях перед символом веры - девушки с большим крестом, в руке которой чаша со Святым Причастием, а слева Святой Марк с крылатым львом. Антонио Гримани воевал с турками и командовал флотом. Он был разбит и чудом не погиб весь флот. Из-за угрозы быть повешенным он сбежал в Рим к сыну кардинала. Затем пришло помилование. Через 20 лет, в возрасте 87 лет, ему объявили полную амнистию и выбрали в дожи. Отсюда пошло поверье - «Да воздастся вам» (он верил и получил).

0_9cced_a518c554_XL_resize.jpg

В Зале Большого Совета находится одно из самых больших полотен в мире – «Рай»- работа, выполненная в 1590 г. Доменико и Якопо Тинторетто - 22х7 метров. На этой картине художник с удивительным мастерством скомпоновал многие сотни фигур, будто увлекаемых вихрящимся космическим движением.

14317443_10154554455164116_1821827216373442395_n_resize.jpg


0_9cd74_4eaafcd_XL_resize.jpg

0_9cce9_2175d39_XL_resize.jpg

0_9ccea_bd0502e8_XL_resize.jpg

0_9cceb_23e9aaf0_XL_resize.jpg

0_9ccec_7f6062dd_XL_resize.jpg

0_9cd5a_bcaa143c_XL_resize.jpg

0_9cd5b_fee8c621_XL_resize.jpg

0_9cd59_61ec1114_XL_resize.jpg

0_9cde9_860a0cc0_XL_resize.jpg

Sala_delle_Quattro_Porte_-_Palau_Ducal_de_Venecia_resize.JPG

9854.jpg

Зал Совета десяти – венецианское КГБ, центр контр-шпионажа. Десять человек выбирались сроком на год, одевались в черные длинные одежды. На заседаниях присутствовали еще и дож с канцлерами (т.е. всего 17 человек). Это были чрезвычайной важности заседания, они проходили в атмосфере таинственности за закрытыми дверями. Из зала есть дверь, ведущая в камеру пыток. Если человек не сотрудничал - его сразу подвергали пыткам на дыбе. Можно представить что чувствовали те, которых пригласили сюда «на разговор». Очевидно, они мечтали только о том, чтобы выжить. Совет был очень могущественным. Слежка была друг за другом, за дожем, за всей знатью. Цель его существования - устранить в зародыше любой заговор против республики. Все как обычно: работала армия наемников, убийц и тайных осведомителей. Они знали все, что творится вокруг. На картине в зале Юпитер изгоняет человеческие грехи и пороки, с чем и боролся Совет десяти.
У меня до сих пор не выходит из головы полотно, где представлены 17 канцлеров, лица некоторых из них напоминают и Ленина, и Сталина, и Дзержинского и многих других наших высокопоставленных. Нашла в инете кусочек этого полотна, тайно сфотографированный кем-то, так как фотографировать во Дворце категорически запрещено.

e37c4f93d25d242ebad4021582029cbb_resize.jpg

Деревянная дверь со скульптурой богини Правосудия наверху вела в кабинет, где сидели три самых страшных человека в государстве. Три начальника над Советом десяти. Из десяти выбирали троих на месяц. В течение своей службы они не имели права покинуть дворец т.к. были полностью погружены в работу. В старину говорили: «Попадешь к десяти - пытка, к трем - похороны». Глубокий ужас наводило на жителей Венеции одно лишь название Зала Совета десяти. В этом зале вершился суд и заседал Верховный судья. Неподалеку с ним был «Зал компаса», в котором располагалась инквизиция, где дожидались своего приговора осужденные. Полы во дворце шатаются – это специальные танцующие полы Венеции - деревянные полы, с покрытием «терраццо» - его начищали до блеска мраморной крошкой и натирали льняным маслом.
Из залов Управления Законов и Управления уголовных дел можно попасть в коридор, ведущий прямо через Мост Вздохов, перекинутый через Дворцовый канал, к Новым тюрьмам, спроектированным Антонио де Понтии. Название моста связано со вздохами заключенных, которых вели в камеры. Отсюда можно увидеть, как смотрели заключенные на «мир» из его окна.



т_resize.jpg

мост_resize.jpg

800px-Bridge_of_sighs_resize.JPG

Дворец просто огромен. Былым блеском и шиком веет от каждого помещения, что еще более подчеркивает богатство его владельцев. При том условии, сколько исчезло отсюда, захвачено и вывезено завоевателями, просто утрачено со временем. Действительно, здесь есть на что посмотреть. Весьма интересно попытаться представить внутренний мир людей, живших в то время, рассматривая полотна с их благочестивыми образами, роскошные залы и вспоминая сырые камеры тюрьмы или кабинеты для допросов внизу. Легко вызвать ощущение присутствия в кровавых временах, где смерть пронизывала жизнь. Именно это место контрастов как нельзя лучше позволяет ощутить суть всего того, что есть Венеция.
К сожалению, время в этот день сжалось до невероятных размеров, и по Каналу мы плыли в темноте.

0_14635e_91afb66a_XXXL_resize.jpg

progulki-po-venetsii_resize.jpg

wallpaper-1ba566_resize.jpg

d4cc398b86d86a2f92b56d50d6cd8d01_resize.jpg

С чувством нереальности, восхищения, неземного удовлетворения я покидаю Венецию. По дороге мы с ностальгией смотрим фильм «Турист», снова и снова наслаждаясь Венецией… Ну ничего, ведь завтра новое чудо - Флоренция!

Subscribe

  • Иностранец своего отечества

    Вы, с квадратными окошками, невысокие дома,- Здравствуй, здравствуй, петербургская несуровая зима! И торчат, как щуки рёбрами, незамерзшие катки, И…

  • Экран пространства и воды

    «...По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца... Где прежде финский рыболов Бросал в неведомые воды свой…

  • Самоизоляция

    80 лет со дня рождения поэта Никто не умрёт девственником - жизнь всех поимеет Курт Кобейн Не выходи из комнаты, не совершай ошибку. Зачем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments