Мои путешествия (krisandr) wrote,
Мои путешествия
krisandr

Categories:

Эдо

Из века в век стихи и тишь
В твоей отчизне островной,
И память предков ты хранишь,
И сердцем любишь край родной.
В тысячелетьях ты таил
Свои резные берега
И был вулканом сжатых сил,
Готовых смыть огнем врага.
Любовь и жизнь. Горяч пожар!
Сполна твой пламень разожжен,
И Солнца ярко-алый шар
На зыби всех твоих знамен!
И свист звенящий лезвия -
Твой голос, древний самурай.
Ты - тигр, ты - коршун, ты - змея.
Банзай!
                                          Бальмонт.

nihonbashi2_resize.jpg

Хочу начать свой рассказ о Японии с посещения музея «Эдо» в Токио. Это один из лучших музеев, рассказывающий об истории столицы Японии городе Токио с момента его основания в 1590 году.

image00138_resize.jpg

Город Токио – самый большой в мире. После 2 Мировой войны Токио увеличился – взял в свой состав 26 городов, 5 поселков, 8 сел и несколько островов. Интересен тот факт, что один из островов находится за 1400 км от Токио, но подчиняется законам этого города. То, что раньше было Токио – это 23 района города с 9 миллионами населения, которые составляют ядро Токио. Весь же мегаполис насчитывает 33 миллиона человек.
Археологические раскопки свидетельствуют, что место, где сейчас расположена столица Японии, было заселено древними племенами еще в каменном веке. Однако лишь в 12 веке здесь была построена небольшая деревня Эдо. Люди, проживавшие в этих местах, занимались в основном рыбной ловлей, деревушка находилась на "задворках" страны, народ жил в основном натуральным хозяйством и эти земли были напрочь забыты богом вплоть до начала 17-го века.
В 1457 году Uesugi Mochitomo начал строительство замка на месте старого форта. Бурная история Эдо началась после того, как в 1590 году Токугава Иэясу объявил замок своим владением. Добившись своей главной в жизни мечты - став сёгуном Японии в 1603 году, Токугава сделал Эдо столицей своего военного правительства. Началась новая эпоха, известная в истории Японии как "период Эдо" (1603-1868).

DSC09972_resize.JPG

DSC09978_resize.JPG

Квартал Нихонбаси («Японский мост») – один из центральных районов Токио. Во времена Эдо он развивался невероятными темпами и очень быстро стал основным торговым центром города. Еще в 1603 году, в самом начале строительства города, через реку Хара-гава, впадавшую в залив Эдо (ныне – токийский залив), был построен деревянный мост. В порт, находившийся недалеко от моста, приходили баркасы с рыбой. Само собой сложилось, что оптовый рыбный рынок - прообраз нынешнего знаменитого рынка Цукидзи - сначала располагался именно здесь. По берегам реки выросли складские помещения, таким образом, район Нихонбаси стал главным торговым центром молодой сёгунской столицы. Мост Нихонбаси являлся центральной точкой квартала, вокруг которого кипела жизнь, и сложился исторический облик самого района.

nihonbashi1_resize.jpg

В течение столетий мост служил отправной точкой для путешественников: отсюда начинались два из пяти основных трактов (Nakasendo и Tokaido), соединяющих Киото и Эдо, и мост стал «нулевой» точкой отсчета (географическим центром) города, коим он является и поныне (район Гинза). Будучи деревянным, мост Нихонбаси неоднократно горел во время пожаров, после чего восстанавливался снова и снова. Наконец, в 1911 году, уже после падения сёгуната Токугава, было решено построить новый каменный мост.

nihonbashi3_resize.jpg

В современном Токио мост Нихонбаси практически теряется среди современных построек, он является незаметным продолжением оживленной проезжей части. К тому же, в начале 1960-х годов, над мостом прошла эстакада скоростной дороги, окончательно скрыв его исторический вид.

nihonbashi4_resize.jpg

Народный театр Кабуки был придуман для низших слоев населения. Высшие слои населения ходили в театр Но, где были божественные комедии, где все сложно и непонятно. Аристократия читала легенды, первые летописи, знала, в каком родстве состоят боги. Простому населению нравился язвительный язык пьес, сильный грим, прикольные истории, которые ставили в Кабуки. Театр тоже сохранился в районе Гинза, только теперь театр не деревянный, а бетонный.

DSC09964_resize.JPG

Четверть тысячелетия над Японией развевались флаги клана Токугава. Однако за несколько лет до 1603 года, когда Токугава Иэясу провозгласил себя сёгуном, его род мало чем выделялся среди десятков мелкопоместных даймё. Исконные земли этого рода располагались восточнее нынешней Нагои - в Сидзуокэ. Но в 1590 году клану пришлось перебраться на новые места. Вызвано это было приказом военного лидера Японии Тоётоми Хидэёси, предпринимавшего гигантские усилия по объединению страны, раздробленной на мелкие феодальные уделы. Новые земли для Токугава были выделены в долине Канто, весьма плодородной, но к тому времени малоосвоенной и экономически отсталой.
Центром нового княжества стала небольшая рыбацкая деревушка Эдо. Здесь Токугава Иэясу и построил свой новый замок (в который, кстати, спустя много лет переехал из Киото император). Своих вассалов Иэясу рассадил по различным уголкам долины Канто, построив для них замки, вокруг которых быстро стали образовываться города.

DSC09971_resize.JPG

Правительство Токугава лишило самураев-феодалов возможности вести междоусобные войны и выступать против центральной власти, сохранив за собой право контроля над даймё. У самураев, выступавших против Токугава, отнимали (полностью или частично) владения, в некоторых случаях недовольных перемещали в другие районы.
Сегунами называли тех, кто получал власть не по наследству, а военным путем. Это были предводители самураев. Они были связаны с императором.
Правление клана Токугава продолжалось вплоть до 15 сёгуна Ёсинобу (Кэйки), который был свергнут в результате гражданской войны 1866-1868 гг. ("реставрация Мэйдзи"). Токугава Ёсинобу стал последним сёгуном в истории Японии. Завершилась эпоха Эдо, а вслед за ней вскоре завершилась и эпоха самураев.
Так выглядел Токугава Иэясу. Его рост был 1м 53см. Женщины были ростом 1м 48см. Таким был стандарт. Вся Япония сидела в позе сейдза, и ноги не росли из-за плохого кровообращения ног.

DSC00006_resize.JPG

Когда в 19 веке привезли коров и хлеб во времена западной ассимиляции, японцы пересели на стулья и постепенно стали выше ростом. Если посмотреть на японцев 80 лет, то они гораздо ниже ростом. Японцы едят «живую» пищу, морепродукты, водоросли, мясо употребляют не каждый день. Все они стройные, высокие и здоровые.
В 17 – 18 веке все ширмы покрывали золотой фольгой.

DSC09980_resize.JPG

Япония до сих пор и в те времена жила по стилю Ваби Саби - это красота несовершенства, случайности и времени. Это значит жить в мире приглушенных цветов, в режиме экономии, довольствуйся тем, что у тебя есть. Показывать богатство и роскошь в Японии до сих пор считается позором. Если у президента компании имеется коллекция машин, то на работу он едет в обыкновенном седане. Философия Ваби Саби зиждется на трех истинах: ничто не вечно, ничто не совершенно, ничто не идеально. Тогда почему золотые ширмы? Когда все живут в приглушенных тонах и запрещен красный цвет. Представьте себе замок того времени: высоченные потолки и маленькие окна. Солнечный луч, попадая на золотую ширму, давал больше света!
Как жила современная улица Гинза? Все японцы до 19 века ходили в кимоно.

DSC09981_resize.JPG

DSC00039_resize.JPG

Чем меньше на человеке было одежды, тем ниже был его статус в обществе. Когда человека пытали или казнили, его раздевали – человек, лишенный одежды – никто. Когда в 1867 году пришла западная ассимиляция, Япония взяла курс на запад и сказала: «Мейдзи» (просвещение).
На мосту Нихонбаси толпился народ. Шла оживленная торговля.

DSC09995_resize.JPG

Все фигурки в музее сделаны вручную, нет ни одной одинаковой.

DSC09988_resize.JPG

DSC09983_resize.JPG

DSC09986_resize.JPG

DSC09991_resize.JPG

DSC09993_resize.JPG

Дома были не на 1 одну семью, на 1 человека полагалось 6 метров. Оясан (арендодатель) очень хорошо получал. Кроме арендной платы, было еще кое-что. Туалеты были на улице, и все, что там скапливалось, продавалось, как навоз для удобрения рисовых полей. На улицах слышался громкий клич «Ками, ками, ками». Так ходили люди и собирали бумагу. Вся бумага была тутовая (из тутового дерева). Ее помещали в воду, сводили чернила и прессовали. Получался новый лист бумаги, который продавали. Так, еще в то время был задан режим на экономию. До сих пор в Японии ничего не пропадает. Мусорные ящики стоят в количестве до 12 штук. Все выбрасывают отдельно, перерабатывают и снова продают.
В 19 веке власть возвращается к императору. Из главной башни дворца наблюдали за противником, если он был. Женщин во дворец не допускали. Это было место для мужчин.
Здесь показан только последний этаж донжона.

DSC09997_resize.JPG

Этот длинный коридор называется мацунума (кедровый коридор). Можно увидеть изображение кедра. Именно здесь 23 летний лорд Осана – обнажил свою катану. А в сегунском дворце нельзя было даже дотрагиваться до гарды. Его приговорили к харакири. Через 2 года его слуги отомстили за Осану. Они отрезали голову обидчику и принесли ее на могилу своего хозяина. Они понимали, что их ожидает, и сделали себе харакири.
Розовая зона – это окунума (зона для женщин). У сегуна было до 20 жен, чтобы расширять свой клан, чтобы рождалось больше детей. Голубые дома – это дома соратников сегуна.

DSC00003_resize.JPG

На таком паланкине возили людей. Это женский паланкин – изображена сакура.

DSC00012_resize.JPG

Это значит, что женщина замужем. Для юных девушек изображали сливовый цветок, а для пожилых – пионы. Императорским цветком была хризантема. На улицах можно было увидеть только крестьянок, а вся аристократия либо сидела в повозках, либо дома.
Это простой паланкин для мужчин.

DSC00011_resize.JPG

Спиной нельзя было поворачиваться к хозяину, поэтому, впереди идущий шел спиной вперед. От Киото до Токио (550км) они шли 2 недели. На 49 сторожевых постах людей меняли.
Кухни и туалеты были на улице. Стирали тоже на улице. Это комната на всю семью в оригинальном размере.

DSC00014_resize.JPG

Так выглядят комнаты и сейчас. На полу татами – рисовая циновка со стандартным размером (180 x 90). Толщина татами 8-10 см. Нередко татами кладут на бетон, но должно быть мягко и тепло.
Когда «бедные» иностранцы приходят в бюро недвижимости, хотят снять квартиру, они спрашивают: «Сколько метров эта квартира?» и получают ответ: «12 татами». До сих пор японцы считают кровать «никчемным чудовищем». Здесь же можно и поспать на путоне (матраце), поиграть детям, поставить маленький стол путаце и устроить рабочий кабинет. Кухня и столовая сейчас может быть в европейском стиле, а спальня с татами. На татами ни в коем случае нельзя заходить в туфлях и даже в тапочках.
Английский дипломат Милфорд в 19 веке был выдворен из страны за то, что он в своих начищенных туфельках зашел на татами.
Это человек воинского сословия.

DSC00016_resize.JPG

Это видно по прическе. В каждом сословии была своя прическа, свой вид материала для одежды. Брили голову потому, что в военных походах могли завестись вши. Оставшиеся волосы на голове при надевании качу (шлема) служили рессорой, когда в ход шла дубинка.
В обыкновенной семье родился очередной ребенок.

DSC00019_resize.JPG

Роженица лежит и отдыхает, повитуха принимает, а папа внимательно смотрит, мальчик родился или, не дай бог, девочка. Потому что был год лошади. Девочки рождались сильными, строптивыми, и ее не возьмут замуж – она не даст своему мужчине развития. А еще она была претендентом на ритуал матбики. Например, семья состояла из 8 человек, а риса было только на 7 человек. Что делать? Избавлялись либо от старого поколения, которые не могли уже зарабатывать, либо от девочек, рожденных в год лошади. Старых людей уносили в Аокигахара (лес), а девочек пускали по воде.
Туалет с окошком.

DSC00024_resize.JPG

Самурай не должен был расставаться с катаной. Для этого было окно, чтобы она уместилась.
Самый сильный и уважаемый человек был пожарный. Он бегал с такой тяжелой палкой и подавал сигналы.

DSC00026_resize.jpg

Укиё-э («картины бренного мира»). В этой манере себя пробовал и Ван Гог и Мане.

DSC00031_resize.JPG

Работали 2 человека – плотник и художник. Плотник делал из сакуры 8-10 дощечек. Каждая – для своего цвета. В принципе, это литография. Делались оттиски и многомиллионными тиражами выпускалось. Это было очень популярно. Передвижение по стране было ограничено, сходить к гейше было очень дорого, поэтому люди покупали картинки и любовались.

DSC00029_resize.JPG

DSC00033_resize.JPG

Такие размеры имели суши. Рис имел желтоватый цвет, поскольку все вымачивали в соевом соусе для того, чтобы продукт не пропал, ведь добирались до нужного места и неделю и две.

DSC00035_resize.JPG

От дома к дому ходили и продавали рыбу.

DSC00037_resize.JPG

Такие были магазины.

DSC00043_resize.JPG

DSC00040_resize.JPG

Город Эдо был больше, чем Рим в 3 раза. Уже имели водопровод, все хотели здесь жить.

DSC00044_resize.JPG

На таких лодках привозили и продавали продукты.

DSC00046_resize.JPG

Это фестиваль в честь Богов.

DSC00051_resize.JPG

DSC00050_resize.JPG

Считается, что в паланкинах сидят Боги. Повозки доверяют везти только заслуженным людям. Например, ты получил Нобелевскую премию или завоевал золотую медаль, можешь подойти и везти повозку. Фестивали проводят и в наше время, переодеваясь в одежду прошлых лет.
Наверху куклы, которые придумали в период Эдо. Швейцарцы привезли часы, японцы их разобрали, поняли устройство часового механизма и сделали кукол, которые могут менять лицо, подмаргивать, высовывать язык и т.д.

DSC00054_resize.JPG

DSC00052_resize.JPG

Был день, когда любовались фейерверками. Приходили к реке, заказывали еду и отдыхали.

DSC00060_resize.JPG

DSC00055_resize.JPG

Театр Кабуки.

DSC00071_resize.JPG

Переводится, как «выпендриваться». Началось с того, когда жрица Окуна в Киото в 1603 году переоделась мужчиной и стала приставать к своей служанке. Всем это так понравилось, что появились труппы, которые подражали жрице. Первые актеры Кабуки были женщины и пополнялись труппы, как правило, из куртизанок. Часто куртизанки выходили за пределы дозволенного со своими постоянными посетителями. Сегунат решил убрать женщин, и поставили молодых мужчин.

DSC00069_resize.JPG

Парадокс заключался в том, что мужчины имели ту же профессию. Волнения в зрительном зале не прекратились, а усилились. Сегунат вмешался во второй раз и решили оставить семейные сцены и сцены с любовным треугольником, когда девочка выходит замуж в 14 лет за старика, находит себе любовника и т.д. Это нравилось публике, сцена вращалась, все осталось до наших дней.

DSC00067_resize.jpg

Актеры обычно не говорят, есть оркестр с народными инструментами, под который речитативом что-либо читают. Все символично: если девушка надевает белый головной убор, значит наступила зима, если актеры долго смотрят друг на друга искаженными лицами, значит у них плохие отношения. Просто так прийти в кабуки и стать артистом нельзя. Профессия передается по наследству. Мальчик смотрит, как его отец переодевается в кимоно, запоминает и копирует. Вращающуюся сцену придумали японцы, и если вращали ее в период Эдо 50 человек, сейчас – автоматически.

DSC00064_resize.jpg

В 1633 году сёгунат Токугава принял политику полной изоляции, захлопнув двери страны для внешнего мира более чем на 200 лет. Иностранцам было запрещено въезжать в страну, а японцам - покидать ее. Того, кто нарушал это постановление, ждала смертная казнь.
Период Эдо (1603-1867) отличался политической стабильностью, страна полностью контролировалась сёгунатом. Японское общество было разделено на четыре класса: самураи, фермеры, ремесленники и торговцы. Манера одеваться, кварталы для проживания и даже обороты речи были строго регламентированы, а переходы из класса в класс – запрещены.

DSC09965_resize.JPG

Город был разделен на две части: Верхний город (Yamanote) и Нижний город (Shitamachi). В Yamanote, что в переводе означает «рука гор», селились богатые даймё и их самураи, тогда как низшие слои общества, к которым относились купцы и ремесленники, заселяли «нижний город» Shitamachi. Жители Shitamachi и соседних кварталов обитали в грязных, нищих, тесно прижатых друг к другу фанерных постройках с земляными полами.

DSC09973_resize.JPG

В 1868 году 15-й сёгун династиии Токугава вынужденно отрекся от власти в пользу императора Муцухито (Мэйдзи). Новое правительство Мэйдзи перенесло столицу из Киото в замок Эдо, перемеиновав город в Токио (Восточная столица).
Это событие получило название Реставрации Мэйдзи, поскольку власть опять перешла от военных к императору, и страна получила опять единую столицу. Император Муцухито полностью поменял политику государства, приветствуя экспорт идей и технологий с Запада.
За сравнительно короткое время, известное как период Мэйдзи (1868-1911), страна быстро шагнула из феодального общества самураев и крестьян в индустриальное государство.

DSC00045_resize.JPG

Современный Токио - это огромный мегаполис из стекла, бетона и стали, как и все крупные города мира, похожий на огромный муравейник. Человек, впервые попавший сюда, невольно теряется в этом каменном лабиринте.
Говорят, у Токио нет лица. А может быть, в этом и состоит его привлекательность: он может быть разным, меняясь на каждом шагу. История и современность, традиции и западные новшества здесь живут бок о бок, не мешая, а напротив, дополняя друг друга и делая этот город необыкновенно интересным и своеобразным.

Subscribe

  • Рай для Робинзонов

    Говорят, что где-то есть острова, где растёт на берегу трын-трава. И от хворости, и от подлости и от горести, и от гордости. Вот какие есть на свете…

  • Наполеон Востока. Часть 2

    Истинный царь над страною не араб и не белый, а тот, Кто с сохою или с бороною чёрных буйволов в поле ведёт. Хоть ютится он в доме из ила, умирает,…

  • Наполеон Востока. Часть 1

    На прохладных открытых террасах чешут женщины золото кос, Угощают подруг темноглазых имбирём и вареньем из роз. Шейхи молятся, строги и хмуры, и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments