Мои путешествия (krisandr) wrote,
Мои путешествия
krisandr

Categories:

Камакура 1

В отзвуке колоколов, оглашавших пределы Гиона,
Бренность деяний земных обрела непреложность закона.
Разом поблекла листва на дереве сяра в час успенья –
Неотвратимо грядет увяданье, сменяя цветенье.
Так же недолог был век закосневших во зле и гордыне –
Снам быстротечных ночей уподобились многие ныне.
Сколько могучих владык, беспощадных, не ведавших страха,
Ныне ушло без следа - горстка ветром влекомого праха!
                                              Свиток «Хэйке моногатари 13 век.

DSC00345_resize.JPG

«Есть что-то такое в Камакура, что заставляет нас жить достойно и честно» - гласит японская поговорка. Камакура – это не просто город, это целая эпоха в истории страны.
Первый период в японской истории – Нарский (с 700 г.). 12-13 век – Камакурский. Следующий период – Мурамачи, связанный с городом Киото, затем период Эдо, связанный с Токио. Названия периодов связаны с названием столиц. До 710 года столицы «гуляли» - умирал император или императрица – место считалось загрязненным, столицу переносили, и так кочевали. Первая оседлая столица – город Нара. После правления династии Минамото в столице Камакуре, правили Мурамачи в городе Киото.
Камакура – это город, откуда велось административное управление страной 200 лет. Она считалась столицей Японии, но столица – это всегда тот город, где живет император. В Камакуре никогда император не жил, там жил первый сёгун Минамото Ёритомо. С 1192 года вся власть сосредоточилась в его руках. Минамото основал своё военное правительство в Камакуре, по названию которой получил имя его сёгунат. Умелый организатор, Минамото Ёритомо позволял другим командовать в сражениях и убивать за него его соперников.
У него была очень ревнивая жена. Когда она узнала, что у мужа есть молодая беременная любовница, она послала людей, которые сожгли ее дом с ней и со всем ее родом. Так жена справлялась со всеми многочисленными любовницами своего мужа.
Минамото Ёритомо был очень хитрым. В первую очередь он думал о своей безопасности и придумал сословие самураев. По бусидо (самурайскому кодексу) самурай должен быть предан хозяину до конца своей жизни и всегда был готов к тому, чтобы отдать свою жизнь за жизнь сюзерена. Если в Европе был кодекс чести по отношению к своей даме, то в Японии такое понятие, как «любовь» стояло на очень низком уровне. Любить было позволено только людям низшего сословия, аристократии любить было запрещено. Любовь была тождественна болезни. Человеку, который любил, надо было идти к врачу для борьбы с разрушающей силой разума, сердца и семьи. Это было наказуемо, и сохранилась эта традиция до наших дней. Японский менталитет направлен на созидание, ни в коем случае – на разрушение. Целовать жен было запрещено, целовать можно было только куртизанку. Когда в 1945 году приехали иностранцы, они ошалели от того, что на каждом углу у них были притоны. Они были убеждены, что общество развращено. На самом деле семья и жена предназначались для проведения церемоний и обрядов, которых было много, и жена была предназначена именно для этого и рождения детей.
В Камакуре 120 дзен-буддийских храмов. Первый храм, куда мы отправились – Котокуин.

DSC00172_resize.JPG

Это место все называют Дайбуцу – Большой Будда Амида. Идея возвести грандиозное изваяние Будды принадлежала Минамото Ёритомо. В 1195 году он со своей женой Масако присутствовал на торжественной церемонии по поводу представления Великого Будды в Наре после реконструкции. Тогда то и зародилась идея возвести в Камакуре «своего» Будду, который демонстрировал бы силу и могущество власти клана Минамото. Его мечте не суждено было осуществиться при жизни, поскольку четыре года спустя, в 1199 году он умер. После смерти Ёритомо, придворная дама по имени Инада решила реализовать этот план. Необходимая сумма была собрана лишь к 1238 году, и строительство храма и Будды было завершено в 1243 году.
Первоначально это была огромная 24-х метровая деревянная статуя. Статуя была уничтожена во время жестокого шторма в 1147 году. Лэди Инада и монах Дзёко снова начали собирать средства, и в 1252 году началось новое строительство, которое длилось около 12 лет.

DSC00173_resize.JPG

Будда первоначально имел крышу над головой, и это был большой деревянный храм. Мощные тайфуны 1334 и 1369 года дважды уничтожали здание. Заново отстроенный храм серьезно пострадал опять в 1495 году, когда после сильного землетрясения, на него обрушилась гигантская приливная волна. С тех пор Будда Амида сидит под открытым небом, спокойно взирая на нас с высоты тринадцати с половиной метров.

DSC00174_resize.JPG

Остались еще большие камни, на которых стояли столбы.

DSC00200_resize.JPG

Отлили статую за 7 лет в 1252 году высотой 16 метров. Будда сидит в позе дзен на цветке лотоса. Ноги поджаты в позе цейза, а руки сложены в фигуру «бесконечности».

DSC00203_resize.JPG

DSC00206_resize.JPG

В буддийской школе есть много течений, в каждом течении свой Будда. Будда родился около двух с половиной тысяч лет назад под именем Сиддхартха Гаутама в королевской семье в маленькой стране на границе Индии и Непала. Родился он сразу глубокомыслящим, а на дорожке, где он проходил, вырастали лотосы. Отцу его была непонятна такая необычность сына. Он спрашивал у самых знаменитых гуру, какая судьба ждет его. Гуру в один голос говорили, либо он станет императором, либо станет монахом, который спасет человечество. Конечно, отцу хотелось, чтобы он продолжил династию, и его сын получил привилегированное воспитание, но в пределах замка, чтобы оградить сына от напастей жизни.

DSC00201_resize.JPG

Мальчик не видел старости, не видел болезни, не видел смерть, ибо к нему подпускали только красивых и здоровых молодых людей. Когда ему исполнилось 16 лет, ему подобрали невесту, и в качестве свадебного подарка, он попросил отца разрешить ему покинуть замок и посмотреть, как живет его народ. Когда он увидел больного человека, он спросил друга: «Что это?» Когда друг объяснил ему, что существуют болезни, Сиддхартха сказал, что он обязательно найдет средство, которое спасет мир от болезней. Когда он встретил пожилых людей, лица которых были испещрены морщинами, он тоже удивился и узнал, что такое старость и пообещал спасти людей от нее. Когда встретили похоронную процессию, он узнал, что люди не вечны, ибо есть смерть. Он и тут пообещал спасти человечество от смерти.

DSC00199_resize.JPG

И вот в 23 года он поцеловал своего сына и пошел в мир спасать человечество. Он ходил к гуру, исполнял их советы, делал упражнения, голодал,… превратился в дистрофика и чуть не умер. Ничто не привело его к просветлению. Тогда он сел под деревом бодхи и сказал, что умрет, но получит ответ от Богов, что же поможет людям. Он долго сидел и медитировал. Тогда Маару (король дьяволов) решил помешать ему прийти в состояние нирваны и послал трех своих дочерей - красавиц. Сиддхартха никак не прореагировал на них. Тогда Маару захотел задеть его гордыню, но он снова был в спокойном состоянии. И тут дьявол отступил,
Сиддхартха пришел в состояние нирваны и понял истину, как избавить людей от старости, болезни и смерти.

DSC00178_resize.JPG

А Боги попросили его идти по всему свету и научить людей. Сиддхартха не согласился. Он сказал, что люди находятся на слишком низком уровне развития и даже не поймут моих проповедей. Боги погрозили ему пальцем и сказали, что у некоторых людей не так много грязи в глазах, и именно они поймут тебя. Будда пошел по миру, за ним ходили его ученики и записывали все, что он говорил. Эти записи называются сутры.
В городе Камакура в храме Хасадера, построенном в 736 году в священной библиотеке хранятся сутры «Вся мудрость мира». Много споров идет о содержании, говорят, что многого не говорил Сиддхартха, что это приписали его ученики. Но все школы утверждают одно, что «сутра Лотоса» - это дословное сказание Будды, она тоже хранится в этом храме. Мы не можем прочитать их, так как все находится в закрытой сокровищнице.

DSC00216_resize.JPG

Волосы Будды Амиды загнуты в одном направлении – направлении Солнца, на голове 856 завитков. Когда Сиддхартха достиг состояния нирваны, он сделал именно такой постриг.

DSC00204_resize.JPG

DSC00205_resize.JPG

Лицо умиротворенное, а это было время борьбы двух кланов – Тайра и Миномото, которых называли «Зубы и Когти императорского двора». Большой выступ на макушке (вся мудрость мира). Седой волос между бровей, откуда Будда испускает Свет и дарит всем людям. Большие мочки ушей, что говорит о его доброте. Каждая поза Будды что-либо обозначает. Эта поза говорит о полной гармонии между душой и телом. Когда-то статуя была покрыта позолотой.

DSC00209_resize.JPG

Внутри статуя полая, состоящая из 7 частей. Технически она выполнена методом «ласточкиного хвоста». Отливал эту статую скульптор корейского происхождения Отто Гаримон с учениками.

DSC00180_resize.JPG

DSC00181_resize.JPG

Вначале Будда был деревянный. Когда по макету поняли, как статуя будет себя вести, начали отливать в 7 огненных печах. Когда храм унесло ураганом во второй раз, монахи посчитали это знаком от Будды и оставили его гармонично вписанным в природу.
Только до сих пор не смогли разгадать технику «ласточкиного хвоста», которая позволила сохранить статую с 13 века.

DSC00182_resize.JPG

На протяжении долгого времени Будда был практически брошен на произвол судьбы, давая приют бездомным бродягам, которые прятались от непогоды внутри статуи.

DSC00189_resize.JPG

DSC00190_resize.jpg

Лишь в начале 18 века один из монахов секты Дзёдо начал сбор средств, которых хватило, если не на строительство нового здания, то хотя бы на реконструкцию статуи. Это спасло Большого Будду от полного разрушения. Об этом монахе по имени Ютен и о тех людях, кто сделал крупные пожертвования для восстановления Будды, напоминают четыре бронзовых лепестка лотоса позади статуи. На них увековечены имена людей, благодаря которым мы можем сегодня видеть это великолепное изваяние.

DSC00192_resize.JPG

DSC00196_resize.JPG

DSC00195_resize.JPG

DSC00216_resize.JPG

Клан Тайра был сильным в то время, их вождь занял много денег у всех родственников и друзей, чтобы вести войну. Политическая сила Тайра была настолько велика, что он смог даже возвести на престол своего трехлетнего внука, обойдя законного наследника.
«Человек ничего не стоит, если не принадлежит дому Тайра»,- эти слова одного из Тайра стали чуть ли не поговоркой в те времена, когда он победил. Тайра Киёмори – человек необузданных страстей и неописуемой воинской храбрости - упивается властью и не сомневается в своем могуществе. Он надменен с приближенными и жесток с теми, кто осмеливается выступить против его рода.

DSC00213_resize.JPG

Стремителен был взлет рода Тайра, и столь же стремительно было его падение. Войска Тайра терпят одно за другим поражение от дружин Минамото, а в 1185 году остатки гордого клана вместе с малолетним императором находят свою гибель в водах бухты Дан-но-ура. Напоминанием об этом некогда могучем роде звучат стихи, начинающие свиток «Хэйке моногатари» (Повесть о доме Тайра), собравший народные сказания, передаваемые из уст в уста, и записанный в 13 веке монахом Юкинага.

DSC00191_resize.JPG

Миномото забирает власть и получает от императора сегунский титул. Он создает новое правительство на своих землях в Камакуре и отстраивает огромный храм в честь бога войны Хатимана – покровителя рода Минамото. К сожалению, болезненная подозрительность Ёритомо привела к тому, что после прихода к власти, он уничтожил всех своих конкурентов из числа наиболее влиятельных родственников и сподвижников. После его смерти в 1199 году, оба сына Ёритомо были убиты, и теневую власть надолго захватил род Ходзё, к которому принадлежала жена Минамото Ёритомо. Теперь уже сами сёгуны, как и ранее императоры, становились марионетками при «серых кардиналах» из рода Ходзё.
Это было одно из лучших правительств в истории Японии. Императорский двор, находившийся в Киото, был полностью подконтролен камакурскому сёгунату, который ведал даже вопросами престолонаследия.

DSC00194_resize.JPG

Камакурский сёгунат просуществовал вплоть до 1333 года. Его падению способствовало вторжение монголов под предводительством хана Хубилая. Два нападения с перерывом в 7 лет было снесено мощнейшими тайфунами. Японцы уверовали в помощь «ками» - синтоистских богов, дважды пославших на головы врагов «божественный ветер» - «камикадзэ».
Война с монголами опустошила казну, правительство вынуждено было пойти на увеличение налогов. Ходзё потерпели поражение, Камакурский сёгунат распался.
В результате образовалась новая линия сёгунов, а «камакурский период» ушел в историю.
В 19 веке Камакуру полюбили художники и артисты. Часто Камакуру называют «японским Майями» за то, что там есть пляж, красивая природа на скальной местности. Тихий океан прогревается медленно, поэтому только 5 июля открывают пляжный сезон «Днем Моря». На южных островах, в частности на острове Окинава, плавают намного раньше.
В Камакуре не разрешают строить дома выше 7 этажей, чтобы сохранить исторический культурный облик города.

DSC00358_resize.JPG

DSC00346_resize.JPG
Subscribe

  • Омут времени

    О, Дух великий, высший и вечный! В пространствах небесных и в недрах земных, В глубинах Вселенной сердец человеческих, и в мудрости Света познаний…

  • Доисторический мираж

    Снова Тень, и снова Дьявол, снова Тень, и снова боги, Снова тягость перекрёстков, и несчётные дороги. Будет, будет. Надоело. Есть же мера, наконец.…

  • Когда Боги смеются

    В старину, говорят, боги жили средь нас, не чинясь. Дали знания людям - ремёсла, науку, искусство - А всему научив, попрощались в полуденный час, И…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments