Мои путешествия (krisandr) wrote,
Мои путешествия
krisandr

Фуджи 3

В винтажном магазине среди атласных платьев
Я кимоно японки взяла на маскарад,
А продавец учтивый помог его примерить,
И случаю такому, был невозможно рад.
Как в зеркалах огромных наряд мой отражался,
И бабочкой казалась, я лёгкой и цветной.
Среди снегов холодных дух времени стирался,
А воздух наполнялся пьянящею весной.
Теперь, когда желаю я кимоно одену
И улыбнусь лукаво на деревце - бонсай.
И в гейшах пребывая, читаю вслух поэму,
И жду, когда вернётся мой храбрый самурай.
                                               Федяшева Елена.

DSC02289_resize.JPG

Мы все еще в районе Фуджикавагучико, на озере Кавагучи - одного из пяти озер у подножия горы Фудзи. Кроме того, что отсюда открывается масштабная панорама на национальный символ страны - гору Фудзияма (которую мы можем только представить, продолжив мысленно линии ее склонов), здесь нас ждёт исключительный и единственный в своём роде Музей Кимоно выдающегося художника Ичику Кубота.

DSC02294_resize.JPG

DSC02295_resize.JPG

DSC02297_resize.JPG

Тканями он увлекся в 14 лет, бросил школу и учился росписи по ткани у Кобаяши Киеси. В 20 лет он увидел в токийском музее обрывок ткани, который его заворожил так, что всю последующую жизнь он посвятил разгадке секрета мастеров 15 века. Техника цудзихана была уже утрачена за долгими веками, но обрывок сохранился и Кубота стал экспериментировать, чтобы добиться такого же результата.
Изучение старинных секретов Итику пришлось прервать – судьба отправила его сначала на войну, а потом в сибирский плен. Именно таёжные закаты стали впоследствии лейтмотивом многих его картин.

DSC02301_resize.JPG

DSC02303_resize.JPG

Опять я, как одержимая смотрю на Фуджисан, но она закрыта облаками.

DSC02304_resize.JPG

DSC02306_resize.JPG

DSC02308_resize.JPG

DSC02311_resize.JPG

После войны он женился на женщине из довольно обеспеченной семьи, надо отдать должное его жене, которая поддерживала мужа в поисках, не каждая согласится жить трудно и тратить своё приданое на мечту открыть секрет покраски тканей.
На протяжении многих лет, пока Итику Куботе не открылись тайны создания кимоно (а произошло это, когда художнику исполнилось ни много ни мало 63 года), семья жила на деньги, вырученные от продажи украшений его супруги.

DSC02307_resize.JPG

DSC02313_resize.JPG

DSC02370_resize.JPG

DSC02372_resize.JPG

DSC02379_resize.JPG

С 1951 года Мастер уже не прерывал своей работы до последних дней. Первая выставка кимоно Итику Кубота прошла в 1977 году, и он сразу стал знаменит.
Музей искусства имени Итику Куботы открылся в 1994 году, когда мастер уже приобрел всемирную известность. Музей находится у озера Кавагучи. С берега озера открывается живописный вид на Фудзияму, служившую мастеру неиссякаемым источником вдохновения.
Итику Кубота сам проектировал свой музей. Некоторые элементы его архитектуры выдают влияние на него творчества Антонио Гауди. Здания сделаны из Окинавского коралла и известняка, в то время как главная галерея – из массивного дерева.

DSC02383_resize.JPG

DSC02385_resize.JPG

DSC02386_resize.JPG

DSC02390_resize.JPG

DSC02397_resize.JPG

DSC02399_resize.JPG

DSC02401_resize.JPG

DSC02402_resize.JPG

Итику Кубота выбрал сложную кропотливую технику. Сначала на ткани делается рисунок общей композиции специальными чернилами аобана из растения коммелина обыкновенная, который при окраске пропадает. Затем ткань окрашивается кистью синтетическими красителями. Кубота работает с шелковым крепом. Когда-то давно существовала специальная ткань nerinuki . Ткань простегивается виниловой нитью в отдельных местах и стягивается, эта техника называется нуисиме шибори - узелковый батик. Затем каждый прокрашенный кусочек закрывается полиэтиленом и завязывается в узелок, чтобы цвет при прокраске не пропал. Интересно, как же это делалось в 15 веке, когда человечество еще не изобрело полиэтилен? Далее идет общая прокраска. После запаривания красителя развязываются закрытые участки, иногда они завязываются снова для получения более мелких пятен.

DSC02403_resize.JPG

DSC02404_resize.JPG

DSC02433_resize.JPG

DSC02431_resize.JPG

DSC02429_resize.JPG

DSC02428_resize.JPG

DSC02424_resize.JPG

DSC02422_resize.JPG

Куботе помогали дети и ученики. Документальный фильм в музее показывает, как много человек работало над одним куском ткани, расстригая очень осторожно, чтобы не повредить крошечные комочки. Наконец ткань расправлена, и можно увидеть, что получилось. Волнующий момент для мастера, ведь до этого он видел это только в своем воображении.
Стянутые нитью куски ткани дают дополнительную фактуру. В общем, долгое колдовство до достижения результата.

0_c1827_ddf4c808_XL_resize.jpg

0_c1828_1fab93dd_XL_resize.jpg

IMG_20140107_171139_resize.jpg

Фильм начинается с того момента в жизни Иттику Куботы, когда он в качестве военнопленного находился в лагере СССР в Сибири во время Второй мировой войны. Прекрасно воспроизведенные в фильме события прошлого рассказывают об этом тяжелом, однако, одновременно и наиболее важном для него периоде. Там, в заточении, он наблюдал за закатами солнца, и впоследствии воспоминания об этих прекрасных закатах вдохновили Куботу на создание самого значимого в его жизни проекта – «Симфонии света», состоящего из кимоно, рисунок на которых передает величие Вселенной.

DSC_0162.jpg

DSC_0171.jpg

DSC_0174.jpg

DSC_0176.jpg

Работы Куботы - гимн японскому умению увидеть тонкие состояния времен года, суток, заметить красоту падающего снега, тумана, отблесков на воде. Передать красоту этих окрашенных тканей фотоаппаратом сложно, такие нежные, нюансные краски на многих его работах с добавлением серебряных и золотых нитей.

DSC_0188.jpg

DSC_0192.jpg

DSC_0195.jpg

DSC_0198.jpg

В коллекцию входят несколько отдельных произведений, а также кимоно из серий «Гора Фудзияма» и «Симфония света». «Симфония света» - шедевр, наиболее значимая работа Иттику Куботы. Смерть не позволила ему завершить «Симфонию». Только 36 кимоно появились на свет из 80 запланированных мастером. Хранение коллекции в музее соответствует воле мастера.
Итику Кубота, как и многие другие художники, был околдован горой Фудзияма. Она была священным символом, и каждый новый взгляд на нее позволял ему открывать новые грани ее великолепия. Это, несомненно, повлияло на решение мастера основать свой музей там, где можно было бы видеть Фудзияму каждый день. Так, из его окон открывается вид на гору – иногда отраженную в озере, иногда возвышающуюся во всем своем великолепии в безоблачный, солнечный день, а иногда еле видную, укрытую таинственными облаками.

DSC_0228.jpg

DSC_0240.jpg

DSC_0247.jpg

DSC_0250.jpg

DSC_0273.jpg

DSC_0291.jpg

DSC_0332.jpg

Цикл кимоно с ландшафтом, который словно панорама разворачивается от работы к работе, удивителен. Не только пейзаж меняется, неуловимо и постепенно осень превращается в зиму, мастер ловит первый заморозок, первый снег.

DSC_0335.jpg

DSC_0338.jpg

DSC_0339.jpg

DSC_0341.jpg

DSC_0345.jpg

nvas.png

На каждой работе стоит печать Мастера.

Seal_0_resize.JPG

После смерти Куботы в 2003 году названный в его честь музей пытался сохранить замечательную коллекцию работ художника, держа свои двери открытыми для публики, как того желал мастер. Однако к 2010 году музей Итику Куботы оказался на грани банкротства; неизбежностью стала распродажа коллекции кимоно по частям. Благодаря Фаттаху Шодиеву, известному бизнесмену и меценату, который оценил значимость творчества художника и сделал все возможное, чтобы сохранить музей и коллекцию Итику Куботы для мировой культуры, музей был спасен от этой печальной участи.

DSC02416_resize.JPG

DSC02417_resize.JPG

DSC02418_resize.JPG

После просмотра коллекции мы выпили зеленый чай в комнате, где его пил сам Итику Кубота.

DSC02409_resize.JPG

DSC02406_resize.JPG

DSC02407_resize.JPG

DSC02408_resize.JPG

Многие задают вопрос, почему у столика подголовник? На нем Мастер ел суши, поданные на теле голой женщины.

DSC02410_resize.JPG

DSC02411_resize.JPG

DSC02413_resize.JPG

DSC02414_resize.JPG

k6.jpg

Но день еще не закончился. Впереди нас ждет очередное Чудо.






Subscribe

  • Рай для Робинзонов

    Говорят, что где-то есть острова, где растёт на берегу трын-трава. И от хворости, и от подлости и от горести, и от гордости. Вот какие есть на свете…

  • Наполеон Востока. Часть 2

    Истинный царь над страною не араб и не белый, а тот, Кто с сохою или с бороною чёрных буйволов в поле ведёт. Хоть ютится он в доме из ила, умирает,…

  • Наполеон Востока. Часть 1

    На прохладных открытых террасах чешут женщины золото кос, Угощают подруг темноглазых имбирём и вареньем из роз. Шейхи молятся, строги и хмуры, и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments