Мои путешествия (krisandr) wrote,
Мои путешествия
krisandr

Categories:

Фуджи 4

Мир как будто надвое расколот.
За витриной с голубым стеклом
Тихо плачет манекен бесполый –
Кукла с человеческим лицом.
Просит одинокими ночами,
Просит он у неба одного –
Чтоб огонь от искры изначальной
Разгорелся в сердце у него,
Чтобы было сладко,
Чтобы было больно,
Чтобы каяться потом.
Вот и плачет манекен бесполый –
Кукла с человеческим лицом.
Станет он перекати-полем,
Станет ждать, чтоб жар надежды стих,
Чтоб одну стеклянную неволю
Разменять на тысячу других.
А пока он тишиною скован
За витриной с голубым стеклом.
Тихо плачет манекен бесполый –
Кукла с человеческим лицом…
                                                  Пикник.

fd5642144a2d_resize.jpg

В какой поехать музей после Музея Кимоно, мы спорили. Нам предложили Музей Шкатулок, в котором выставлены шкатулки с секретами. При покупке такой шкатулки дается код, с помощью которого ее открывают. Если потерял код, шкатулку ни за что не открыть. Мы выбрали Музей Кукол, может потому, что покупали, наверно все, до этого кукол кокеш и красивых деревянных. После посещения все единогласно не пожалели об этом. Прошло достаточно времени, но я вспоминаю о нем ежедневно.

DSC02504_resize.JPG

И вот мы у озера Кавагучи – одного из пяти озер в районе Фуджикавагучико. С этого озера Фуджисан не видно, так как ее загораживают другие горы. В 1993 году в парке на берегу озера был открыт музей. В нем есть 3 выставочных зала, магазин и кафе-кондитерская в одноэтажном здании. В середине июля музей окружен мягким ароматом цветущей лаванды. Два зала музея предназначены для постоянной экспозиции, которая включает около 80 кукол Юки Атае.

DSC02438_resize.JPG

Но сначала я расскажу немного о японских куклах. Куклы в европейском понимании – это игрушки для детей. У японцев куклы были вначале костяные, глиняные, деревянные и служили талисманами. С этой куклой приходили к шаману, он переносил все болезни определенного человека на куклу. Затем эту куклу пускали по воде, считалось, что все болезни уносятся вместе с ней.

DSC02440_resize.JPG

Потом появились куклы для игры, но для взрослых. Назывались они Зяшкикаракури – это механические куклы, которые умели открывать рот, приносить чай и т.д. и разбирать их было нельзя. Конструкция этих кукол была очень сложной. Она собиралась без винтиков и шурупов, и только мастер знал, как ее собрать. Заглядывать под платье куклы, чтобы увидеть, как она устроена, было нельзя, она считалась живым организмом. Все было покрыто мистикой и мраком. Их называли Каракурининге – человек - игрушка.
В комнату с татами приглашали знатных гостей. Общение начиналось с того, что кукла приносила чай. Механическая кукла заходила в комнату, в руках у нее был подносик, на подносе стояли чашечки с зеленым чаем. Она отдавала гостям чашечки, а когда все чашки были розданы, на подносе был специальный рычажок, который срабатывал, тогда кукла разворачивалась и уходила. Была еще кукла, которая писала иероглифы.

DSC02442_resize.JPG

В Японии очень важно наладить эмоциональный контакт, когда приходит партнер или важный посетитель. Его приглашают присесть на татами (зяшки), отсюда название кукол «Зяшкикаракури» - куклы, предназначенные для развлечения гостей в залах на татами.
Есть куклы Гащенинге – толстые белые человечки с пухлыми щечками, с большими животиками, изображающие детей. Это дворцовые куклы. Императрицы при дворе играли именно в такие куклы – они олицетворяли здоровье ребенка. Таких кукол дарили на день рождения.

DSC02454_resize.JPG

Известные куклы Хинамацури дарят на 3 марта (праздник девочек до 14 лет). В этот день девочки должны показывать свои красивые манеры. Они выходят «в свет», ходят в храмы, родители показывают, как хорошо воспитаны их дети. 3 марта красиво наряжают девочек в кимоно, разрешают им краситься, малевать щечки, наклеивать реснички (с 6 лет), дарят эти куклы в подарок, которые передаются по наследству. Изображают куклы императорский двор. Куклы сидят на подставке, закрытой красным материалом. На верхней ступеньке сидят император и императрица. Чуть ниже сидят придворные дамы, которые наливают им чай. На следующей ступеньке сидят придворные, которые играют на музыкальных инструментах и ублажают слух императорской четы. На последней ступени могут быть предметы быта, принадлежащие императорской семье. Эта подставка с Хинамацури выставляется в комнате девочки. По окончании дня 3 марта, поставку надо обязательно убрать в шкаф, иначе девочка не найдет себе мужа. А выставлять кукол можно за 2 недели до 3 марта.

DSC02455_resize.JPG

5 мая – праздник мальчиков. Если девочкам дарят кукольные сцены, то мальчикам дарят лошадей, катаны, оружие. Это могли себе позволить только высшие сословия. Лошадь стоила жутко дорого. Мальчикам бедных семей дарили бумажных или матерчатых карпов (символ мужества). Даря карпа, мальчику дарили мужество, рыцарство, мужскую закалку. Старая легенда гласит, что карп превратился в большого дракона. А мальчикам 5 мая желают превратиться в сильных мужчин.

DSC02451_resize.JPG

Итак, всемирно известный японский мастер Yuki Atae родился в 1937 году в городе Кавасаки. В 1963 году он окончил школу дизайна, а в 1977 году состоялась его первая выставка в галерее Yaesu.

DSC02502_resize.JPG

DSC02503_resize.JPG

DSC02462_resize.JPG

DSC02463_resize.JPG

DSC02464_resize.JPG

Yuki Atae создает куклы. Конечно, они далеки от традиционных японских, это авторские работы. Куклы мастера, в основном, одеты в традиционные кимоно, они показаны порой в различных сценах. Куклы характеризуются мелкими деталями, прорисована одежда, волосы, выражение лица. Эти великолепные куклы небольшие, в высоту 30 см. В них невинность детства перекликается с причудливыми, ностальгическими видениями. Куклы Yuki Atae наводят грусть.

DSC02466_resize.JPG

DSC02467_resize.JPG

DSC02470_resize.JPG

Многие из его кукол передают японских детей того времени, когда со слов Атае «люди были материально бедны, но духовно богаты».
«В прошлом, многие дети носили грязную одежду и были сопливые, но они были чистыми и с блестящими глазами полными надежды», сказал он, добавив, что хочет сохранить в виде его кукол то, что было утеряно со временем.

DSC02471_resize.JPG

DSC02473_resize.JPG

DSC02474_resize.JPG

Его работы еще называют «Скульптуры облеченные в Ткань» и они действительно являются поразительными. «Они могут заставить отвиснуть челюсть, слезы падать, и ноге остановиться в своём направлении» -так говорят и пишут о его работах. Атае дарует каждой отдельной фигуре свою собственную отличительную жизнь, жизнь, со своими выражениям, всегда предлагая глубокий психологизм и энергию.

DSC02475_resize.JPG

DSC02476_resize.JPG

DSC02478_resize.JPG

"Даже если я пытаюсь сделать куклу нарочито красивой, мои настоящие чувства неизбежно проявляются в ней", говорит он в интервью, добавляя, что быть честным с самим собой - главное в его работе. Атае применяет свои собственные технологии изготовления кукол. Основа фигурок – это глина, гипс, слои тонкой бумаги. Внутри этой основы находится наполнитель из стружек и опилок, а снаружи каркас обклеивается тончайшими хлопчатобумажными тканями в цвет кожи человека. У всех кукол до мельчайших деталей продуманы и выполнены собственноручно мастером все элементы одежды, обуви, головных уборов, игрушки и аксессуары.

DSC02479_resize.jpg

DSC02480_resize.JPG

DSC02481_resize.JPG

DSC02484_resize.JPG

DSC02489_resize.JPG

DSC02494_resize.jpg

DSC02495_resize.jpg

DSC02496_resize.JPG

DSC02498_resize.jpg

DSC02501_resize.jpg

Юкки Аттае использует для этих целей чаще всего не новые материалы, чтобы придать скульптурам реалистичность. Занятие по изготовлению всех этих мелких, но важных элементов нужное, но кропотливое, поэтому одну куклу среднего размера художник может изготавливать несколько месяцев.
Куклы Юкки Атае могут стоять или сидеть самостоятельно, без опор и специальных кукольных подставок, поскольку куклы изготовлены в соответствии со всеми законами пропорций человеческого тела.

4e12e166aa32_resize.jpg

9.jpg

10_resize.jpg

12_resize.jpg

13_resize.jpg

14_resize.jpg

15_resize.jpg

16_resize.jpg

17_resize.jpg

18_resize.jpg

20_resize.jpg

21_resize.jpg

22_resize.jpg

Нет необходимости иметь глубокие познания в японской культуре, чтобы наслаждаться мирной красотой, исходящей от его текстильных кукол. Каждая работа создается как маленькая картинка и имеет свою историю. Все картинки сложенные вместе, создают большую картину из жизни японского народа.

75adeb.jpg

95c265.jpg

149cff.jpg

6320cd85d96b_resize.jpg

8243fd.jpg

a69446.jpg

aee744b77823_resize.jpg

b2281dfbefe8_resize.jpg

ed4a65b5ad7f_resize.jpg

f25f87c45500_resize.jpg

f3794f_resize.jpg


Subscribe

  • Рай для Робинзонов

    Говорят, что где-то есть острова, где растёт на берегу трын-трава. И от хворости, и от подлости и от горести, и от гордости. Вот какие есть на свете…

  • Наполеон Востока. Часть 2

    Истинный царь над страною не араб и не белый, а тот, Кто с сохою или с бороною чёрных буйволов в поле ведёт. Хоть ютится он в доме из ила, умирает,…

  • Наполеон Востока. Часть 1

    На прохладных открытых террасах чешут женщины золото кос, Угощают подруг темноглазых имбирём и вареньем из роз. Шейхи молятся, строги и хмуры, и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments