Мои путешествия (krisandr) wrote,
Мои путешествия
krisandr

Categories:

Красноречивая неодушевленность

Шум Времени, известно, нечем
парировать. Но, в свой черед,
нужда его в вещах сильней, чем
наоборот:
как в обществе или в жилище.
Для Времени твой храм, твой хлам
родней как собеседник тыщи
подобных нам.
Что может быть красноречивей,
чем неодушевленность?
                                Иосиф Бродский.




12 мая 1937 года в Вестминстерском Аббатстве был коронован Георг VI – Суверен Соединенного Королевства.



Через неделю на рейде близ Портсмута состоялся грандиозный смотр его величеством королевского флота. Гостями на парад прибыли американское судно «Нью-Йорк», французский корабль «Дюнкерк» и среди прочих водоплавающих гостей советский линкор «Марат».



Линкор «Марат» был к тому времени уже знаменитым кораблем, к тому же немногих боеспособных на Балтийском флоте. "Марат" упоминается в михалковской поэме «Дядя Степа». Главный герой, которому в Москве поставлен памятник в духе полицейского неореализма, рассказывает: «Про войну и про бомбежку, про большой линкор «Марат», как я ранен был немножко, защищая Ленинград».





Среди матросов "Марата" был не только дядя Степа, но и 24-летний курсант Олимпий Рудаков.



17 лет спустя 2 июня 1953 года в Вестминстерском Аббатстве была коронована Елизавета II – Суверен Соединенного Королевства.



Через неделю на рейде близ Порстмута состоялся грандиозный смотр ее величеством королевского флота. Портрет Елизаветы II с тех пор не покидает всех британских стен государственных учреждений, впрочем, и негосударственных тоже.



Ее величество недавно отметила бриллиантовый юбилей пребывания на троне.
По случаю коронации Елизаветы в Портсмут вновь прибыли иностранные военные суда. Среди них был крейсер «Свердлов».



Газеты писали тогда с удивлением, что крейсер «Свердлов» пришвартовался за 12 минут вместо 45.



Британское чудачество и русская лихость слились в одном человеке – капитане 1 ранга по имени Олимпий Рудаков.
Капитан Рудаков вручил Елизавете подарок советского правительства – горностаевую мантию, отсалютовал ее величеству и ее мужу – принцу Эдинбургскому.



После чего был приглашен на прием и даже танцевал с молодой и красивой королевой тур вальса. Безусловно, это сделало Рудакова знаменитостью в высших монархических кругах. Но советская - то Москва знала Олимпия Рудакова уже давно.
Вот он – Олимпий Рудаков – тогда в 30-е годы курсант военно-морского училища имени Фрунзе служит на линкоре «Марат».
Об этом и надпись на бескозырке имеется.





Именно он становится прототипом матроса – сигнальщика всем известной статуи на станции метро «Площадь Революции».
Впрочем, незнакомых здесь статуй москвичам нет. Взять хотя бы пограничника с его золотомордой собакой.



За каждой статуей, что там, за всей великолепной станцией целая история – хоть не уезжай.



Из всех важнейших фраз Владимира Ленина для нас важнейшей является следующая: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Разве может быть что-то проще, убедительнее, эффективнее для пропаганды? Если все хорошо снять, то получится, и штурм «Зимнего» такой, как покажешь, а не такой, как был.



И восстание на одном броненосце.



И Василий Чапаев.



Убедительный образ массовому зрителю дороже исторического факта. Это советская власть знала хорошо. Поэтому напротив Большого Театра с его интеллигентскими танцульками и буржуазными блеееяньями должен был появиться нормальный гигантский кинотеатр. Гигантский кинотеатр должен был быть настолько гигантским, чтобы архитектурно подчинить себе просто Большой Театр.



Но поскольку рядом уже проектировалось метро, то вход в кинотеатр должен был быть прямо из метро. Кинотеатр построен так и не был, а вот та его часть, куда должны были прибывать поезда со зрителями, вполне себе стоит.



Архитектором станции, как и всего несбывшегося проекта, был Алексей Душкин. К тому времени он уже был известен, как автор станции «Дворец Советов». Мы теперь знаем ее, как «Кропоткинскую».



Но еще лучше, чем широкой общественности, Душкин был известен органам. Архитектор Алексей Душкин гулял по Москве. Патруль НКВД решил проверить у Душкина документы, а у того с собой не было паспорта. Душкин угодил в Бутырскую тюрьму, и судьба его оказалась на волоске. Спас Душкина вот этот человек.



Министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден. Посещая московское новшество – метрополитен – Иден спросил у гордого Кагановича: «А где же автор этой прекрасной станции?» Интересно, смутился Каганович или нет, ведь архитектор Душкин уже 2 месяца сидел в Бутырках в переполненной камере и мог бы быть после этого великолепия закопанным на бутовском полигоне, но судьба или Каганович распорядились иначе - освободили Душкина раз такое дело. Не только освободили Душкина, но и доверили ему станцию с сакральным названием «Площадь Революции». Надвигался 1937 год. У Верховной власти на 37 год были свои планы. Для всех остальных эти цифры означали только одно 20-летие Октябрьской Революции.



Душкин придумал прекрасную станцию. Здесь ясная геометрия сводов и великолепные тяжелые арки.



У станции «Площадь Революции» ясное цветовое решение: белоснежный оштукатуренный верх, темные арки, внизу мраморная дружба народов. Желтый камень из Крыма, красный – из Грузии и черный с золотыми прожилками – армянский давалу. По преданию давалу – темный дух, который спустился на землю, и возревновав к красоте природы, он убил лань. Его превратили в черный камень, а там, где упали капли крови, образовались оранжевые с золотом прожилки.



Но только никаких статуй стоять здесь было не должно. Одиозную дату должны были знаменовать вот такие барельефы – тоже одиозные.



Был проведен конкурс, но результаты барельефного конкурса не устроили Душкина. Руководство метростроя решило обратиться к ленинградскому скульптору Матвею Манизеру.



К тому времени Матвей Манизер уже признанный и очень успешный скульптор. Среди его героев как бесконечные вожди.



Так и, например, Пушкин.



В мастерской Манизера можно было найти персонажа для любого советского Пантеона, но скульптор хочет высказаться масштабно. Манизер и предложил: «А чего мелочиться. 20 лет революции как-никак. Давайте сюда не барельефы, а статуи забабахаем». Душкин яростно воспротивился: «Получится не станция, а Пушкинский музей». Он испугался, что ростовые статуи убьют архитектуру, но где молодому архитектору – Душкину 34 – бороться с маститым скульптором. Идея Манизера всем понравилась. А главное – понравилась начальству. А начальству что, плохое разве понравиться может? На длинной станции были запроектированы ниши для 80 статуй, то есть для барельефов, но о них уже никто не вспоминал.
В сохранившемся дневнике Манизера можно увидеть рисунки. Он едет в поезде и рисует будущую станцию как раскадровку для кино.



А вот и его будущая собака, она еще не знает людских рук.



Манизер придумал 20 образов, каждые из которых предстояло повторить соответственно 4 раза. Вот этот набор героев. Рабочий красногвардеец с ручной гранатой.





Граната сверкает, трудно себе представить, какое загадывают желание ее почитатели.



Солдат с винтовкой, боец Гражданской войны, на его груди не георгиевская, а красная ленточка.





Крестьянин в лаптях, бьется за право на землю. Как потом выяснится, за право этой землей и обладать.







Уже знакомый нам матрос – сигнальщик: знатный англоман Рудаков и парашютистка, сматывающая парашют.









Революционный матрос с революционным наганом.







Пограничник с собакой – звездой метрополитена.







Девушка с винтовкой – Ворошиловский стрелок.







Проходчик метростроя с отбойным молотком. Хорошо, что его не слышно.









Молодой инженер с шестеренкой и циркулем, вернее, уже без циркуля.









Птичница с курицей и петухом.







Механизатор.







Студент с книгой и студентка с книгой.













Спортсменка-дискоболка и парень-футболист. О, это мяч со шнуровкой.















Герои декрета – женщина с ребенком и мужчина с ребенком.















Наконец, подросшие дети, занявшиеся делом. Пионеры – авиамоделисты и пионерки-географы.















Героические образы утвердили, и Матвей Манизер радостно принялся лепить героев революции. Тогда - то его выбор и пал на юного красавца Олимпия Рудакова. Рудаков только что вернулся с рейда в честь коронации Георга VI. Из высшего света он отправился под свет студии Манизера.
А вот статуя матроса с наганом. Свирепый парень.





Манизер пришел в военно-морское училище, попросил подобрать кого-нибудь. Ему сказали: «Знаете что, ищите-ка вы сами». И тут Манизер увидел Алексея Никитенко – настоящий характерный персонаж – подходил идеально.



Матросу выдали оружие 20-летней давности, пулеметные ленты и революционный наган. Отныне ежедневно ему приходилось застывать вот в такой позе на 4 часа.



Результат Алексей Никитенко не видел, он так и не попал в Москву ни на открытие станции, ни после.
Студент с книгой.



Хотя вообще учебный материал этого персонажа был больше не в книгах, а на свежем воздухе. Аркадий Гидрат – преподаватель Института Физкультуры. Между прочим, рекордсмен СССР по прыжкам в высоту – 191 сантиметр.



В 1939 году началась советско-финская война. Гидрат ушел на нее добровольцем. Вернувшись, Гидрат снова заступил на кафедру и стал писать диссертацию по педагогике. Он закончил работу, но не успел ее защитить, началась новая война, на этот раз с Германией. Алексей Гидрат пропал без вести осенью 41 года в мясорубке под Ленинградом.
Наконец, пограничник-собаковод. Имя его неизвестно, подвиг сомнителен, прототип туманен.





30-е и 40-е годы – время появления в массовой культуре супергероев. В Америке – это супермен.



А в СССР – полярники, летчики и один пограничник. Никита Карацупа с 32 года служил в пограничных войсках. За исключительную способность к выслеживанию человеческого следа Карацупа стал самым одиозным следопытом и героем суперменско-бэтменских сверхчеловеческих публикаций в советской прессе.



Все его собаки носили одну и ту же кличку Индус. Вначале 50-х Советский Союз установил хорошие отношения с Индией. Между Москвой и Дели протянулся мост дружбы под лозунгом: хинди-русси бхай бхай.



Но называть собаку именем друга – как-то не комильфо. Поэтому Индуса переименовали – он стал Ингус. Доподлинно не известно, но совершенно не исключено, что именно знаменитый Карацупа и пес Индус, он же Ингус стали прототипами Манизеровской статуи, которая превратилась в объект паломничества суеверных москвичей.
Тереть нос собаки придумали студенты Бауманки, отсюда по синей линии отправляется поезд к зачетам и экзаменам. Выросшие студенты продолжили тереть носы, а к ним присоединились и все остальные.



В 1947 году в связи с сооружением гермозатвора, 4 скульптурные группы пришлось закрыть, из 80 их осталось всего 76, и теперь пионеров-авиамоделистов и девочек, тщетно пытающихся найти на глобусе Советский Союз, можно увидеть только со стороны платформы.



Здесь действительно рассказана история советского народа от 17 до счастливых 30х годов. Поэтому вначале рабочий с винтовкой и красногвардеец, а в конце – школьники с планером и физкультурники. Весь советский народ во всем великолепии фантазии скульптора Матвея Манизера по-прежнему встречает пассажиров станции «Площадь Революции». Нельзя сказать, что встречает ростом вровень, но арки архитектора Дужкина как - будто назло скульптору конкуренту задают необходимую высоту и позу. С тех пор в народе говорят, что ансамбль самой помпезной станции метро довольно честно показывает советский народ, который либо сидит, либо – на коленях.





Московский метрополитен – это не только лучший городской транспорт, но и идеальная машина времени: без лишних фильтров станция позволяет оказаться в том году, в котором она построена. Спустился под землю, и ни в каком ты не в 21 веке, а в 38 году! Хорошо, что это временно.



И несколько слов напоследок. Матвей Манизер остался сверхуспешным скульптором. В 1951 еще при жизни Сталина, посмертную маску которого, вылепит тоже Манизер,



скульптору разрешили на заработанные средства построить частный дом. Невиданное для советской страны дело. Но вот он этот особняк – до сих пор стоит между метро «Аэропорт» и «Динамо».



А у входа никакие не Ленины и не диктатор с посмертной гримасой, а изысканные, вытянувшиеся в элегантных па балерины.



Манизеру в работе помогали ученики. Известно, что он сам выполнил только 6 фигур: красногвардейца, тракториста, девушку с книгой, студента и двух физкультурников. Ну и лица скульптор лепил сам, это ведь портреты. Для фигуры матроса-сигнальщика Манизеру позировал Олимпий Рудаков.



У этого метроматроса удивительная биография. Рудаков служил помощником командира эсминца и покинул тонущий корабль не последним. За это нарушение устава командир был расстрелян, а Рудакову смертную казнь заменили разжалованием и штрафными батальонами. После года службы в строевых частях, Рудакова вернули на флот, и он закончил войну командиром эсминца, ну а в 1953 году капитан 1 ранга Олимпий Рудаков - привел в Портсмут крейсер для участия в параде по случаю коронации Елизаветы II. Морской офицер и партнер ее Величества по танцам вернулся в СССР сразу после коронации. Он был награжден нагрудным знаком за Поход в Англию и званием контр-адмирала. Рудаков умер в 1974 году.



Ровно через 20 лет – в 94м его британская знакомая посетила Москву. Посещение метро и встреча с бронзовым приятелем в королевские планы, правда, не входили.



В том же 94м в Москве скончался Никита Карацупа.



Тогда уже было возможно говорить, кого он десятками в день ловил на границе, и в какую сторону беглецы направлялись.
Уж наверно, это были не диверсанты и не шпионы, как громыхала советская пропаганда, а несчастные крестьяне, бежавшие от колхозов и те советские люди, места которым в пантеоне на «Площади Революции» не нашлось.



Все время с тех пор, что Аркадий Гидрат – тот самый студент с книгой, пропал без вести в страшном 41 году под Ленинградом, подтверждения его смерти не находилось. Только в 2000 году поисковик – волонтер Вячеслав Прохоренко отыскал медальон. В медальоне была полуистлевшая записка: Гидрат Аркадий Антонович, имя, адрес и ниже – живи счастливо.



И статуя безымянного студента, установленная на станции метро с целью прославить два десятка лет советской власти, оказалась прижизненным памятником Защитнику Отечества.



Автор Владимир Раевский. Использованы материалы с сайта m24.ru

Tags: Москва, метро
Subscribe

  • Омут времени

    О, Дух великий, высший и вечный! В пространствах небесных и в недрах земных, В глубинах Вселенной сердец человеческих, и в мудрости Света познаний…

  • Доисторический мираж

    Снова Тень, и снова Дьявол, снова Тень, и снова боги, Снова тягость перекрёстков, и несчётные дороги. Будет, будет. Надоело. Есть же мера, наконец.…

  • Когда Боги смеются

    В старину, говорят, боги жили средь нас, не чинясь. Дали знания людям - ремёсла, науку, искусство - А всему научив, попрощались в полуденный час, И…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments