Мои путешествия (krisandr) wrote,
Мои путешествия
krisandr

Соседи – звери

мне сказали что я архитектор
и опять заскрипел карандаш
на бумаге вырос мой замок
и коней вороных экипаж
на ветру развевались флаги
на стене красовался герб
и в какой-то момент все собаки
мне кивали мордами вслед
про мой замок узнали в округе
и решили тогда короли
передать его в руки народа
а меня сослали в Сибирь
                        автор: Архитектор Воздушных Замков




Чистые пруды – один из немногих уголков старой Москвы, сохранивший свою историческую атмосферу. Жилые дома, как это зачастую случается в центре, еще не окончательно вытеснены офисами. Одно из таких уцелевших зданий – загадочный «Дом со зверями».









В центре Москвы осталось много красивых старинных домов, но именно этот заставляет остановиться и, пристально вглядываясь, пытаться разгадать загадки диковинного узора. «У меня соседи - звери!» - любой житель дома на Чистопрудном бульваре 14 может сказать эту фразу, не боясь обидеть людей, живущих в квартирах выше или ниже этажом.













Среди множества доходных домов, чьи квартиры сдавались внаем, этот дом по Чистопрудному бульвару отличается историей своего происхождения. Его владельцем был расположенный неподалеку храм Святой Троицы «что на Грязех».



В начале XX века на церковной территории неподалеку от храма пустовал обширный участок земли. Тогда-то и возникла идея возвести на нем доходный дом. Часть квартир предназначалась обездоленным прихожанам, еще часть – для сдачи внаем состоятельным москвичам. Проектировал здание архитектор Лев Кравецкий. Он придумал проект постройки в стиле модерн с двумя классическими шатровыми башенками по углам. Строительство началось в 1908 году, и появилось бы на Чистых Прудах очередное типовое модерновое здание, если бы не одна случайность. Строительство поручили художественной артели «Мурава» во главе с инженером-строителем Петром Микини. Именно он обратил внимание, что церковный дом ничем не отличается от множества подобных ему домов и желательно его как-нибудь выделить. Церковь неожиданно согласилась с доводами артельщиков и решила украсить фасад. Работы по украшению были поручены художнику декоратору Сергею Ивановичу Вашкову – известному создателю церковной утвари. Огромную роль в его творческом становлении сыграл В.М. Васнецов. Молодой художник считал его своим учителем, хотя формально учеником мастера не являлся.











Кроме того Вашков тщательно изучал архитектуру и роспись суздальских и владимирских храмов, что нашло отражение в оформлении доходного дома церкви в Москве. За основу декора он взял резные барельефы на старинных каменных стенах Дмитровского собора во Владимире. В результате дом украшен своеобразным ковром барельефных изображений фантастических неуклюжих животных, райских птиц в деревьях, невиданных растений, выполненных в характерной для модерна гротескной стилизованной манере. Однако это не копии знаменитых средневековых барельефов, здесь Вашков, сочетая древнерусские мотивы с древнехристианскими, синтезировал свой самобытный пластический язык, в котором средневековые формы получили новое прочтение, отражающее видение человека начала XX века.









А Дмитриевский собор во Владимире и сегодня вызывает огромный интерес.



Из-за обилия узоров белокаменной резьбы, покрывающей фасад этого собора, его называют «драгоценным ларцом», «каменным ковром», «каменной поэмой». Своим богатым резным убранством он затмевает все храмы, построенные до него на Руси.







Русь была великим государством, земли которого занимали большую территорию. Не удивительно, что некоторые из них пустовали, и до них никому не было дела. Это касается и суздальской земли. В начале XII века никто особо ничего не знал об этом уделе. Но уже с начала XIII века она становится княжеством, которое играло очень значительную роль в истории государства. Наивысшего развития достигло оно при правлении Всеволода «Большое Гнездо» - это прозвище он получил потому, что был из большой семьи.















Князь, получивший при крещении христианское имя Дмитрий, решил построить новый храм в честь своего покровителя, святого Дмитрия Солунского. Точную дату постройки Дмитриевского собора никто не знает, но приблизительно – это промежуток между 1194-1197 гг. Поскольку этот собор строился на территории княжеского двора и предназначался лишь для княжеской семьи, его размеры невелики. Зато впечатляет богатый декор его фасада - на нем можно насчитать более 600 рельефных изображений животных, растений, мифических существ, святых. На рельефах можно увидеть и самого заказчика храма: в центре одной из закомар изображен человек с ребенком на коленях. Это Всеволод с младшим сыном. Старшие сыновья почтительно стоят рядом.















Фасады храма состоят из трех ярусов. На нижнем ярусе декор практически отсутствует, резьбой украшены лишь порталы. Это объясняется тем, что раньше храм с трех сторон окружала галерея, соединявшая его с домом. Заканчивалась она с обеих сторон башнями. Галерея не сохранилась, а стены так и остались гладкими снизу.

















Замысел создателей восхитительной белокаменной резьбы Дмитриевского собора до сих пор до конца не изучен, расшифровка многих композиций и сюжетов является предметом споров не одного поколения ученых. Рельефы несут в себе определенный смысл, который был известен людям 200-300 лет назад. Современникам же понять смысл очень сложно.















Архитектурным проектированием Сергей Иванович Вашков занимался редко, поэтому и его работ в этой сфере очень мало, но, тем не менее, они очень даже интересны. Прежде всего, это церковь в дачном посёлке Клязьма под Москвой. Храм строился на средства купца И.А.Александренко.













А также жемчужина деревянного зодчества - знаменитая дача И.А. Александренко.



Дача была украшена снаружи восхитительной деревянной резьбой, в затейливом узоре которой переплелись сказочные цветы, звери, птицы, рыбы. В том же характере художником были спроектированы хозяйственные постройки, садовые скамейки, фонари, ограда с резными воротами и калитками. Она обращала на себя внимание ярким многоцветьем деревянной сюжетной резьбы, витражей, изразцовых печей и каминов и ощущением неподдельной рукотворности. Поэтичность художественного языка Вашкова - плоть от плоти его натуры.





Он писал: «В минуты восхищения природой искусство складывает фантастические сказки, в которых оживают и небо, и солнце, луна и звезды, все силы природы одухотворяются, и животный мир говорит языком человека и разделяет его восхищение». Но полюбоваться этим чудо-теремом уже нельзя - он полностью сгорел в 2003 году.



После окончания строительства «Дома со зверями» Сергей Вашков и сам в нём поселился.



Дом был четырехэтажным, с удивительной оградой на крыше, балкончиками и красивейшими воротами. Многие доходные дома в сталинскую эпоху претерпели изменения, в основном, их надстраивали в высоту. Не избежал такой участи и этот дом. В 1945 году он потерял часть своей красоты. Были достроены 2 этажа, в результате чего исчезли верхние барельефы, балконы второго этажа, украшавшие здания башен.









Не так давно на первом этаже была произведена реконструкция, в результате которой вместо окна сделали дверь, а к дому была пристроена лестница с совами в стиле модерн. Так что эта деталь не имеет никакого отношения к первоначальному архитектурному решению.





Но, тем не менее, творение архитекторов и художников начала прошлого века продолжает удивлять прохожих своей странной красотой.












Использован материал из передачи "Прогулки по Москве". Фото из интернета


Tags: Москва, Чистые пруды, дом со зверями
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments